На предприятиях и в компаниях, которые имеют собственный парк коммерческих автомобилей и штат профессиональных водителей обязательно должна существовать должность специалиста по безопасности дорожного движения (БДД) и проводиться предрейсовые инструктажи по БДД для водителей.
Инструктажи – это часть комплексной профилактики безопасности эксплуатации транспортных средств (ФЗ№196), направленной на совершенствование профессиональных навыков рабочего персонала, предотвращение ДТП и поддержания трудовой дисциплины.
Инструктаж по БДД: виды, назначение и содержание инструктажей
Согласно ФЗ №196 и Приказов Минтранса и Минтруда РФ об обязательных мероприятиях по снижению аварийности транспорта, все юридические лица и ИП, владеющие коммерческими автомобилями обязаны проводить инструктажи по безопасности дорожного движения. Делается это потому, что каждая автомобильная (грузовая или пассажирская) имеет свои особенности и риски, о которых водитель должен быть информирован до выезда в рейс.
По законодательству, основных обязательных видов инструктажей по БДД – четыре, и каждый имеет свою специфику, содержание, задачи и периодичность:
- Вводный инструктаж – проводится начальником (специалистом) по БДД один раз при приеме нового водителя на работу в организацию (вне зависимости от его стажа). Водитель информируется о структуре компании, организации и принципах работы, основных требованиях к сотрудникам, рабочем графике, режиме труда и отдыха, системе охраны труда и контроля, установленных маршрутах и особенностях перевозок, порядке прохождения предрейсовых осмотров и инструктажей, действиях при ДТП о оказании первой медицинской помощи.
- Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения – проводится начальником автоколонны два раза в год (II и IV квартал - перед сменой теплого и холодного погодных сезонов) для всех водителей организации. Водитель информируется о типичных для сезона ДТП, рисках эксплуатации транспортных средств, соблюдении скоростного режима и особенностях езды по разным дорожным покрытиям и т.п.
- Предрейсовый инструктаж – проводится начальником автоколонны для водителей, которые выезжают на новый маршрут, должны перевозить детей, либо опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы. Водитель получает информацию об особенностях, протяженности и маршрута, дорожных условиях и аварийных участках, конечных и промежуточных остановках в дороге, местоположении пунктов медицинской помощи, постов ГИБДД, автостанций и диспетчерских пунктов, мерах безопасности при перевозке, действиях при нарушении графика перевозки и правилах поведения при ДТП и в форс-мажорных ситуациях.
- Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения – проводятся при резком изменении графика работы, условий труда, маршрута перевозки, а также при ДТП. Все водители организации, которые подпадают под новые условия работы, информируются об изменениях в ПДД и профильном законодательстве, увеличении аварийноопасности, угрозе терактов и прочих обстоятельствах, влияющих на условия труда.
До недавнего времени существовал также периодический инструктаж по БДД для водителей, который проводился ежеквартально и являлся, по сути, дублированием первичного (вводного) инструктажа в целях освежить в памяти водителей основные требования по безопасной эксплуатации транспортных средств. Однако Минтранс РФ своим Приказом его отменил.
Кто разрабатывает инструктажи по БДД?
Инструктажи по безопасности дорожного движения разрабатываются на основании ФЗ№196, Приказов отраслевых министерств (Минтранс, Минтруда России), внутренних приказов и рекомендаций самих организаций.
Обязанность составления планов и содержания инструктажей возложена на начальника службы БДД или специалистов БДД (в небольших компаниях). Эти специалисты также разрабатывают Положение и Инструкцию по инструктажам водителей, порядок и график их проведения, а также ведут журналы инструктажей, в которых отмечают темы, даты проведения лекций и данные водителей, которые присутствовали на инструктаже.
- На основании какого документа регламентируется проведении инструктажей по БДД?
Сегодня таких документов много: Федеральные законы (№196), Приказы по отраслевым министерствам, внутренние приказы самих организаций. Однако, следует отметить РД-200 (122-0071-86 09), который был принят Минавтотрансом РСФСР еще в 1986 году и до сих пор остается в силе. Второй обязательный документ – Приказ Минтранса РФ №7 2014 года.
- Какие виды инструктажа должен проходить командированный водитель коммерческого легкового автомобиля?
Согласно действующего законодательства, перед командировкой водитель не обязан проходить предрейсовый инструктаж. Но только в том случае, если маршрут поездки стандартный, а сама перевозка соответствует типовым условиям работы. Если водитель отправляется в рейс по новому маршруту, перевозит детей или опасные грузы – специальный инструктаж обязателен.
- Для чего по каждому виду инструктажа по БДД необходимо заводить отдельный журнал?
Цели, задачи, назначение и содержание разных видов инструктажа по БДД – различны, и отдельные журналы по ним вводятся для того, чтобы избежать путаницы в отчетности. Сами журналы имеют разную форму и разные принципы ведения. Кроме того, контролирующие государственные организации требуют наличия всего комплекта журналов в организации.
- Нужны ли предрейсовые инструктажи в компании, которая занимается регулярными пассажироперевозками?
Обязательно нужны. Вводный – при приеме водителя на работу, сезонный – два раза в год и специальный – при изменении условий труда или выезде по новому маршруту. При регулярных поездках по типовым маршрутам инструктаж проводить не нужно.
В заключении следует отметить, что инструктажи по БДД – это важная часть плановой работы по оптимизации работы коммерческого транспорта юридических лиц и ИП, а также по профилактике ДТП. Водитель, выезжающий в рейс, должен иметь всю необходимую ему информацию по маршруту следования, предполагаемых рисках и особенностях дорожного движения.
Проводит такие инструктажи специалист по БДД, должность которого учреждается в организации приказом руководителя на основании Федерального и отраслевого законодательства. Водитель, не прошедший обязательный инструктаж, не может быть выпущен в рейс (запись о прохождении инструктажа вносится в путевой лист).