Ситуация, когда автомобиль не заводится или глохнет на дороге – обычная история для автолюбителей. Очень часто под рукой нет ни диагностических приборов, ни нужного инструмента, чтобы быстро устранить неполадки. А главное - не всегда понятно, почему авто не хочет заводиться, и насколько серьезны последствия поломки? Только опыт и грамотная инструкция, как поступать в таких случаях позволят вам восстановить машину и доехать до пункта назначения.
Основные причины отказа авто заводиться
Опаснее всего такая поломка автомобиля в зимний период, хотя часто машина не заводится и летом по тем же причинам. Рассмотрим для начала самые простые ситуации:
- Кончилось топливо. Ошибка многих молодых автомобилистов. Просто включите зажигание и проверьте индикатор топливного бака.
- Плохое качество топлива. Чаще случается зимой, если в бензине много воды. Если это так, то двигатель будет чихать и чадить черным дымом, а топливная система может замерзнуть. Исправляется промывкой системы и заливкой качественного горючего.
- Плохое качество/ малый уровень технического масла или плохая подача масла. На холоде масло меняет консистенцию и загустевает, усложняя запуск двигателя. Если оно загрязнено или давно не менялось, также будут проблемы. Необходимо заменить масло на качественное всесезонное.
- Ремень генератора растянулся или износился. Ремень не передает крутящий момент на вал, и авто не заводится. Если не хотите «потерять» блок цилиндров, меняйте ремень своевременно.
Если перечисленные симптомы устранены, но двигатель авто не заводится, необходимо переходить к более сложным причинам поломки.
Система зажигания и электропитания машины
Неисправности зажигания авто связаны с неисправностями всей системы электрики и обычно определяются просто: при запуске двигателя вал проворачивается, происходит хлопок, после чего двигатель глохнет. К наиболее распространенным поломкам электропитания относятся:
- плохой контакт или механические повреждения электропроводки;
- загрязнение и окисление контактов грязью или маслом (зачищаются от окалины и протираются);
- загрязнение, протекание или выгорание свечей зажигания (контакты зачищаются, свечи высушиваются или заменяются, проверяется качество контактов);
- перегорели предохранители в системе электропитания инжекторных движков.
Аккумулятор
Автомобиль может не заводиться, если аккумуляторная батарея замерзла (зимнее время), разрядилась, имеет брак или полностью отработала свой срок и не подает электричество на стартер. Еще одна причина – окисление клемм АКБ.
Чтобы избежать замерзания жидкости в батарее, лучше установить на машине АКБ с уровнем стартового тока от 65А/ч. Почистить клеммы можно в «полевых условиях», предварительно сняв их с мест крепления. А вот поврежденный и отработанный аккумулятор обычно не чинится – придется покупать новую батарею.
Важно! Чтобы аккумулятор работал корректно, его зарядка должна производиться в течение 6-7 часов. При этом важно, чтобы электросистема авто была исправной и нигде не было утечки тока на работу отдельных электроприборов.
Стартер
Стартер – основное пусковое устройство в системе электропитания и зажигания автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Он может не срабатывать из-за отсутствия пускового тока от аккумулятора, поломки узлов системы электропитания, а также по причине выхода из строя.
Поломаться стартер может, если:
- вы регулярно передерживаете ключ в замке зажигания, если двигатель запускается с опозданием (устройство перегревается, а редуктор сгорает);
- в устройство попала вода (замыкание и перегорание катушек);
- неправильно выполнена дозарядка аккумулятора («прикуривание») от АКБ другого автомобиля.
Обычно сломанный стартер не крутит вал, и исправить проблему можно только одним способом – заменить узел. Если же стартер запускается, но авто не заводится, следует искать проблему дальше.
Двигатель и топливная система
Если электросистема автомобиля исправна, следует присмотреться к работе топливной системы и двигателя. Отказ машины заводиться может быть вызван:
- Перегревом движка. Это происходит из-за недостатка или утечки охлаждающей жидкости, использования некачественных присадок к топливу, отложений в системе охлаждения и подачи горючего, неэффективной работы или поломки радиатора или термостата, неправильной регулировки системы впрыска топлива, сильные и продолжительные перегрузки.
- Нарушениями в работе топливного насоса.
- Засорением топливного фильтра.
- Заполнением поплавковой камеры карбюратора (слышен резкий запах бензина под капотом).
- Неисправностью регулятора оборотов (нужно приоткрыть заслонку дросселя и подтянуть тросик привода);
- Обрывом ремня привода газораспределителя.
Определить большую часть этих проблем вы сможете, просто подняв капот, а вот устранить их в походных условиях сложно. Вам срочно необходима профессиональная СТО, где промоют систему, заменят изношенные узлы и настроят корректные рабочие режимы.
В завершении следует отметить, что причины, по которым двигатель автомобиля не хочет заводиться, многочисленны и разнообразны. Часть из них – незначительна и может быть устранена в ходе обычного осмотра и коррекции, другая часть связана с серьезными внутренними повреждениями в узлах машины, износом, браком деталей, и может быть устранена только профессионалами на СТО.
Однако все эти причины связаны, в первую очередь, с небрежным отношением автовладельцев к прохождению планового технического обслуживания, в ходе которого производится проверка уровней и качества топлива и технических жидкостей, замена расходников, регулировка и настройка основных систем жизнеобеспечения авто, мелкий ремонт и замена изношенных запчастей. Если проходить ТО своевременно и правильно, то проблем с запуском авто в любое время года у вас не будет.