На безопасность дорожного движения серьезно влияет ряд условий, которые возникают на автомобильной трассе в каждый момент времени. Их традиционно принято разделять на две категории – состояние дорожных покрытий и «человеческий» фактор.
Факторы, зависящие от человека
Поведение водителя за рулем, его опыт, скорость реакции и способность оценивать и прогнозировать дорожную обстановку, читать знаки и разметку, мгновенно принимать правильное решение – это важные условия обеспечения БДД, так как машиной управляет человек.
Возраст и пол
Физические параметры водителя имеют существенное влияние на риск возникновения ДТП:
- Обычно слишком молодые и слишком возрастные водители больше рискуют оказаться участниками аварии. Однако чаще рискуют именно молодые водители-мужчины.
- Мужчины водят жестче женщин и чаще рискуют за рулем, но быстрее женщин реагируют на опасные дорожные ситуации. В то же время, они более самоуверенны, а потому чаще создают ДТП.
- Женщины строже соблюдают правила дорожного движения, но слишком осторожничают и недооценивают свои возможности, а потому не застрахованы от сложных ситуаций. Молодые женщины реже попадают в аварии, чем возрастные.
Чаще всего (в три раза чаще) участниками ДТП становятся водители в возрасте до 20 лет и старше 75 лет. Реже попадают в аварии автомобилисты в возрасте 25-70 лет. Причем, молодые водители обеих полов попадают в дорожно-транспортные происшествия из-за недостатка опыта, переоценки своих сил и манеры вождения (поведенческие причины), а у пожилых и опытных автовладельцев частота дорожных происшествий связана с физиологией организма.
Опыт вождения
Чем дольше автолюбитель водит машину, тем раскованнее чувствует себя за рулем и реже попадает в ДТП. Однако зависимость - не линейная.
- Самый опасный период – первый год вождения (нехватка опыта).
- Второй опасный период – 5-7 лет вождения (появление автоматических реакций и снижение внимания, недооценка ситуации и переоценка собственных сил).
- Третий период – 10-12 лет (переоценка собственных сил и утеря концентрации).
С этой тенденцией бороться сложно, так как здесь факторы риска срабатывают индивидуально. Общие рекомендации для всех автолюбителей: повышение опыта и навыков вождения, тренировки по концентрации внимания и скорости реагирования, изучение наиболее опасных ситуаций на дорогах и информирование о наиболее аварийноопасных участках на трассах.
Состояние водителя
Физическое состояние и самочувствие водителей – это важное условие для безопасности на дорогах. Здесь следует выделить несколько рискованных состояний, которые увеличивают угрозу ДТП:
- Утомление – состояние водителя при длительном тяжелом труде, что снижает трудоспособность и концентрацию внимания (2-3 лишних часа за рулем). Устранить утомление помогает длительный глубокий сон.
- Усталость – состояние заторможенности, возникающее при длительной и монотонной работе и ведущее к снижению тонуса и появлению сонливости.
- Алкогольное и наркотическое опьянение (небольшие дозы) – прогрессирующее торможение физических реакций и ухудшение психологического состояния под воздействием спиртных напитков или наркотиков. Теряется концентрация внимания, замедлятся мыслительные процессы и реакция на возникающие ситуации, адекватность оценки обстановки и собственных сил.
- Монотония – состояние, вызванное серьезным и продолжительным умственным напряжением, однообразными и повторяющимися действиями или внешними сигналами. Вызывает заторможенность, усталость и сонливость. Достаточно просто сменить деятельность, чтобы «стряхнуть» это состояние, однако монотония имеет свойство накапливаться в психике человека.
- Хронические заболевания у водителей и внезапное ухудшение состояния здоровья – у этой категории процент ДТП и риск попадания в аварию несколько ниже, чем у здоровых водителей – человек хорошо знаком со своими проблемами, умеет быстро распознавать критические состояния и реагировать на них.
- Прием успокаивающих препаратов – высокорискованные состояния, которые сложно предугадать, так как антидепрессанты по-разному воздействуют на разных людей.
- Плохое зрение – группа риска (на 15% выше днем и на 60% выше ночью, чем у других категорий), которая обязательно должна носить очки.
Чтобы не попасть в ДТП из-за плохого состояния, водителю следует жестко соблюдать режим работы и отдыха. Важно помнить: риск ДТП растет пропорционально количеству часов, проведенных за рулем. Нормальный режим вождения одинаков для всех: не более 9 часов вождения в день (после чего – отдых и сон) и не более 4.5 часов непрерывного управления авто (не менее 15-20 минут перерыва).
Факторы, связанные с дорогой
Качество, надежность и состояние дорожного покрытия оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения. К «факторам дороги» относятся:
- Эксплуатационная надежность – состояние дороги, при котором соблюдаются проектные сроки эксплуатации и ремонтопригодности, а также технические нормы непрерывного и безопасного движения автомобилей с расчетной скоростью.
- Тип и геометрические параметры дороги – соблюдение требований по ширине проезжей части, числу пересечений/примыканий, уровню обустройства перекрестков и островков безопасности, правильности разметки, скорости транспортного движения (категории транспортных магистралей, дорог федерального, регионального и местного назначения) и т.д.
- Соблюдение скоростного режима – для каждой категории и геометрии дорог существует оптимально безопасный скоростной режим, при котором число ДТП уменьшается или хотя бы не растет.
- Материал дорожного полотна – от него зависит сцепление колес авто с дорогой, а значит, уровень риска ДТП. Асфальтобетон, гравий и грунт по-разному «прихватывают» покрышки машины, а также меняют технические характеристики при разных погодных условиях.
- Состояние дорожного покрытия – влияет на сцепление колес авто с асфальтом, устойчивость на дороге и маневренность машины. Максимально риск ДТП возрастает на обледенелой и заснеженной дороге, вторая по опасности – мокрая дорога, третья – трасса с неровностями.
- Ровность дорожного полотна – влияет на деформацию шин и устойчивость машины на дороге (сцепление колес) при различных скоростных режимах.
- Перегруженность трассы – чем больше автомобилей оказывается одновременно на участке дороги, тем выше напряжение у водителей и сложнее маневры, а значит, вероятность ошибок и случайного столкновения возрастает.
- Изолированность тротуаров и велосипедных дорожек – обеспечивает защиту пешеходов и исключает неправильные маневры автомобилей.
- Дорожно-ремонтные работы – такие участки создают много непредвиденных препятствий для равномерного движения транспорта и увеличивают перегруженность дороги. Особенно опасны неожиданные дорожные работы на опасных участках.
Очень важны для БДД также такие вспомогательные факторы, как ширина проезжей части и полос движения (3, 3.5, 3.73 метра), состояние разделительных и краевых полос, оборудованность и материал обочин.
Видимость
Расстояние, на котором водитель может видеть дорожную обстановку, очень важно. Чем оно больше, тем больше времени у водителя на принятие правильного решения и выполнение нужного маневра. И речь идет не только о погодных условиях и времени суток – геометрия и профиль дорожных полотен также важны.
Криволинейность дорог зависит от категории дороги и разрешенного скоростного режима. В частности, скоростные трассы высшей категории, должны строиться с учетом большого расстояния видимости дороги. На покрытиях с продольными уклонами и на серпантинах в горной местности обзор дороги минимален на малой дистанции (но может быть хорошо виден на большой). Здесь существенно возрастает роль дорожных знаков и правильная разметка, а также дополнительные защитные сооружения (закрытые повороты, направляющие островки, ограждения и столбики, тоннельные отбойники и т.п.).
- Можно ли считать скользкое дорожное покрытие одним из наиболее рискованных с точки зрения безопасности?
Да, скользкая дорога максимально опасна, так как сцепление колес с дорогой фактически отсутствует, маневры непредсказуемы, а управляемость машины сведена к минимуму. Кроме того, на льду тормозной путь автомобиля вырастает в 2-3 раза, что не позволяет точно спрогнозировать момент начала торможения.
- Насколько важен коэффициент сцепления колес с дорогой?
Коэффициент сцепления с дорогой – косвенный фактор безопасности, на который, в свою очередь, влияют ровность и состояние дорожного полотна, скорость автомобиля и износ покрышек. Он влияет на устойчивость и маневренность машины. При минимальном коэффициенте сцепления, автомобиль рискует начать пробуксовывать или съехать в кювет, а также не позволяет рассчитать тормозной и остановочный путь даже при своевременной реакции водителя.
- Почему важен фактор расстояния видимости?
Расстояние видимости напрямую влияет на БДД. Если водитель не видит дорогу впереди (особенно на близкой дистанции), он не может рассчитать правильную скорость и не успевает вовремя сманеврировать при приближении к препятствию. Чтобы исключить эти риски, водитель должен хорошо видеть дорогу перед собой на максимально большом расстоянии и автомобили на трассе.
- Насколько влияют на БДД дорожные знаки?
Дорожные знаки являются частью дорожной инфраструктуры и напрямую «работают» на обеспечение безопасности на конкретном участке трассы. Они необходимы для организации и построения дорожных потоков, предупреждения об опасности, имеющемся преимуществе и ограничениях. Однако знаки будут работать только в том случае, если водитель хорошо видит их, а окружающая разметка нанесена правильно.
В заключении следует отметить, что безопасность на автомобильных дорогах зависит от человеческих и дорожных факторов. К человеческим факторам, влияющим на риски возникновения ДТП можно отнести пол, возраст и водительский стаж автолюбителя его психическое и физическое состояние, степень усталости, уровень зрения и слуха.
Дорожные факторы более многочисленны и разнообразны, а заодно и не менее существенны для снижения риска аварийной обстановки. На безопасность дорожного движения влияет строительное качество и соответствие СНиП построенных дорожных полотен, рациональность разведения транспортных потоков, профессиональность оборудованной дорожной инфраструктуры (знаки, разметка, средства защиты), расстояние видимости на трассе, материал, ровность и состояние дорожного полотна, отсутствие закрытых участков и опасных препятствий.
Все вместе при правильной организации и соблюдении ПДД позволяет свести риски ДТП к минимуму и обеспечить комфорт и безопасность всех участников дорожного движения.