Стремительный рост числа автомобилей на автодорогах и растущая аварийность дорожного движения заставляют российские власти активно вмешиваться в проблему безопасности водителей и пешеходов, чтобы снизить количество ДТП. Часть инструментов такого централизованного решения: создание государственных контролирующих органов и усиление контроля за БДД на предприятиях и в компаниях.
Однако силами ГИБДД и служб безопасности дорожного движения проблему аварийности быстро решить не удается, для чего создаются дополнительные контролирующие структуры – например, комиссии по БДД, которые периодически проверяют организации и непосредственно водителей на предмет профессионального уровня подготовки и знания правил БДД.
Что такое комиссия по БДД, и зачем ее создают?
Законодательство в России рассматривает термин «Безопасность дорожного движения» как качественный уровень защиты граждан в процессе самого дорожного движения, и степень и защищенности от ДТП и последствий автоаварий.
Задача государственных и профильных организаций, занимающихся обеспечением БДД, общая: профилактика ДТП, совершенствование законодательства, контроль над соблюдением законности и ПДД на автодорогах, внедрение новых технологий и технических средств снижения аварийности.
Однако мало кто из этих организаций занимается непосредственно повышением квалификации и уровня ответственности у водителей, принимающих участие в дорожном движении. Непосредственно повышать и контролировать профессиональные компетенции водителей обязаны отделы БДД на предприятиях и в организациях. Они ежегодно организовывают переподготовку персонала по специально созданной и утвержденной руководителем компании 20-часовой обучающей программе.
Комиссии же по БДД (республиканская, региональная, городская, местная) создаются вышестоящими органами власти. Они должны проверять качество этой профессиональной переподготовки водителей служебного транспорта, уровень их знаний и соответствие присвоенной категории. По результатам проверки, комиссия оформляет специальный протокол.
Почему такая подготовка и аттестация более удобна, чем переподготовка с аттестацией в специальном учебном центре?
- подготовка проводится с учетом рабочего графика работы предприятия (время обучения скорректировано со свободным временем водителей);
- обучение ориентировано на профессиональные цели и рабочие задачи организации;
- членам комиссии известны профессиональные навыки каждого водителя.
Кроме того, аттестационное заседание комиссии по БДД также назначается на удобное время.
Число членов комиссии по БДД и сроки проведения заседаний
К составу комиссии по безопасности дорожного движения предъявляются достаточно жесткие требования:
- в состав комиссии должны входить авторитетные профессионалы с большим опытом работы в конкретной сфере;
- число членов комиссии должно быть не менее трех человек (если предприятие большое – более 3 членов);
- в составе комиссии должен быть как минимум один человек с квалификацией инженера по БДД.
Председатель – обычно, либо руководитель организации, либо его первый заместитель. Для малых компаний также желательно выбрать в комиссию инженера по БДД и диспетчера транспортной колонны. На крупных предприятиях в состав можно вводить главных инженеров, начальников транспортной службы, диспетчеры и механики автоколонн.
Заседания комиссии по БДД должны проводиться, как минимум, один раз в году. Но чаще всего их дополнительно организовывают по мере необходимости. То есть, после каждого периода переподготовки водителей.
Блок
- Если компания не является автоперевозчиком, но регулярно транспортирует свои грузы (сырье, оборудование, комплектующие, готовую продукцию), какие меры по БДД следует предпринимать?
Такая компания относится к категории организаций, которые используют собственный транспорт для внутренних производственных нужд, а следовательно, должна подчиняться требованиям ФЗ №196. В рамках своей деятельности, организация должна иметь штатных специалистов по БДД, проводить обязательные вводные, первичные, повторные, сезонные и внеплановые инструктажи. А вот проводить проверку знания ПДД специалисты службы не обязаны, если в нормативных актах не указаны обязательные дополнительные требования к персоналу.
- Должна ли комиссия по БДД проверять журналы инструктажей в организациях и на предприятии?
Нет. Комиссия, которая создана на уровне самой организации, обязана проверять уровень подготовки и квалификации водителей. Проверкой ведения должностной документации службы БДД обязаны заниматься специальные контролирующие комиссии Росавтотранса.
- Каков уровень полномочий комиссии по БДД?
Комиссия по БДД – временно создаваемый контрольный орган, который не должен вмешиваться в работу службы по БДД (а вот у нее - как раз самые широкие полномочия). Ее ограниченная задача – проверка качества подготовки водителей, организованной инженерами службы. Чтобы не возникало споров по этому вопросу, на предприятии должен быть изначально оформлено положение по работе службы БДД – там четко прописываются полномочия и должностные обязанности, в том числе, и комиссии по БДД.
- Может ли комиссия по БДД на предприятии передоверить проведение аттестации водителей сотрудникам ГИБДД?
Теоретически – да, но обычно так не делается. Уровень подготовки водителей в организации – дело самой организации. ГИБДД вмешивается только в случае, если произошло ДТП, либо, если водитель злостно нарушает ПДД. Но и тогда автоинспекторы могут наказать водителя, а не проверять его знания. Проверка подготовки водителя сотрудниками ГИБДД выполняется только при сдаче и пересдаче на водительские права.
В заключении следует отметить, что комиссия по БДД – это дополнительное «звено» в системе организации безопасности дорожного движения. Она обычно создается на предприятии или в компании и раз в году проводит аттестацию штатных водителей, прошедших повышение квалификации по инициативе собственной службы БДД компании (20-часовая программа переподготовки).
Выбирается такая комиссия из авторитетных сотрудников предприятия (инженеры, диспетчеры, механики), утверждается руководителем организации и никаких дополнительных полномочий не имеет. Тем не менее она полезна для повышения объективного уровня БДД на предприятии и снимает немалую нагрузку с подразделений ГИБДД.