Согласно ФЗ №196 (статья 20) «О безопасности дорожного движения», индивидуальные предприниматели и коммерческие компании, занимающиеся перевозкой грузов и пассажиров, должны уделять БДД максимальное внимание. Для этого в штате юридических лиц должна обязательно находиться ответственный за БДД – специалист, который занимается вопросами безопасности перевозок профессионально.
Кому необходим ответственный за БДД
Закон №196 и инструкции Минтранса РФ (Приказ №282) для автоперевозчиков четко регламентируют требования к должности ответственного за БДД. Такой специалист необходим компаниям, предприятиям и ИП, которые:
- выполняют пассажироперевозки про договору или фрахту (а также ИП самостоятельно);
- выполняют коммерческие грузоперевозки по договору;
- используют для внутреннего транспортирования (собственные нужды) сотрудников и материальных ценностей грузовики и автобусы.
Отдельного ответственного за БДД не нужно ИП и компаниям, которые используют для собственных производственных целей только легковые авто, наемных перевозчиков, либо имеют на балансе автотранспорт, но не эксплуатируют его.
Если в штате компании – более 50 водителей, руководство обязано иметь отдельного штатного специалиста по БДД. Если число водителей более 200 человек – необходимы два штатных ответственных, более 500 – три специалиста, а если более 750 – по одному ответственному на каждые 250 штатных водителей. По сути, требуется создать полноценный отдел БДД.
Если же компания маленькая или ИП с числом водителей менее 50 человек, то ответственным за БДД может стать инженер, совмещающий должность со своими прямыми должностными обязанностями. Даже если на балансе юридического лица всего один автомобиль, обязательно должен быть человек, который несет за него должностную ответственность.
Ответственный за БДД назначается приказом руководителя компании или ИП, подчиняется непосредственно только директору и руководствуется в своей работе целым пакетом законодательных актов, приказов Минтранса, отраслевых должностных инструкций и внутренних правил компании.
Отсутствие в вышеперечисленных компаниях ответственного за безопасность дорожного движения является административным правонарушением (12.1.1 КоАП) и наказывается штрафами – до 20.000 рублей (директор компании) и до 100.000 рублей (само юридическое лицо).
Требования к ответственному по БДД
Квалификационные и специальные требования к сотруднику, ответственному за безопасность дорожного движения, подробно сформулированы в том же законе №196 (статья 20). Выполнять обязанности такого специалиста может лицо, которое:
- имеет высшее образование;
- имеет профессиональную специализации «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00);
- прошел аттестацию УГАДН.
Если такой специалист в компании отсутствует, руководство может назначить на эту должность сотрудника с высшим образованием, который прошел дополнительную специальную подготовку и получивший аттестацию Минтранса и Росавтотранса (Приказ №106).
Претенденты на должность проходят обучение в течение 250 часов (1.5-2 месяца), после которого сдают тестовый экзамен из 20 заданий (всего 360 вопросов). Аттестация засчитывается при 18 правильных ответах. Аттестация вносится в специальный реестр и действует в течение длительного срока.
Совмещать должность ответственного за БДД могут специалисты с родственными специализациями – инженеры по безопасности дорожного движения, начальники отделов эксплуатации транспорта, диспетчеры отделов техконтроля, механики. Правильное оформление специалиста на должность – внутренняя задача для каждой компании (дополнительное соглашение, договор о совмещении).
Обязанности ответственного за БДД
Спектр обязанностей ответственного за безопасность дорожного движения в коммерческой компании весьма широк. Его работа считается организационно-координационной, должна соответствовать составленному и утвержденному руководством компании плану и включает:
- организацию контроля и диспетчеризации технического состояния транспортных средств;
- планирование, проведение и контроль мероприятий по профилактике ДТП (инструктажи);
- проверку и устранение причин произошедших аварийных ситуаций и ДТП, составление отчетов и сверка данных ГИБДД по авариям и нарушениям ПДД;
- контроль графиков рабочего времени, режима труда и отдыха сотрудников;
- контроль стажировок и профильной переподготовки водителей;
- контроль качества медицинских осмотров и допуска водителей к работе в соответствии с присвоенными категориями;
- контроль прохождения автомобилями плановых ТО и ремонта;
- разработку инструкций и локальных актов в сфере БДД, программ переподготовки и стажировки водителей.
Чтобы выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне, ответственный за БДД должен хорошо ориентироваться в трудовом и административном законодательстве, нормативных актах в сфере безопасности дорожного движения, пассажиро- и грузоперевозок, правилах планирования, организации, анализа и учета автотранспортных предприятий, правилах эксплуатации и технических характеристиках подвижного состава.
Кроме того, в обязанности этого специалиста входит оформление и ведение специальной документации – журналов инструктажей и стажировочных листов, годовых планов мероприятий по БДД, учетных документов и актов служебного расследования по ДТП.
Должностная инструкция ответственного за БДД
Один из основных «рабочих» документов для ответственного за БДД – его должностная инструкция, которая утверждается руководством компании. В инструкции детально прописывается статус сотрудника и требования к его профессиональной компетенции, права, обязанности, ответственность и порядок внесения изменений в должностные полномочия.
Важно! Должностная инструкция ответственного за безопасность дорожного движения обязательна для государственных учреждений и предприятий. Коммерческие компании такой документ могут составлять на свое усмотрение – если его нет, никто бизнес не накажет. Но практика показывает, что такую инструкцию лучше составить, чтобы в дальнейшем избежать возможных трудовых споров.
Типовая инструкция имеет несколько обязательных разделов:
- Общие положения – кто назначен на должность, согласно каким нормативным документам произведено назначение, какие требования по образованию, стажу и подготовке к сотруднику.
- Должностные обязанности – выполняемые сотрудником функции и зоны ответственности в рамках занимаемой должности, статус подчиненности и сотрудничества с другими подразделениями компании, перечень ведомых документов.
- Права специалиста – предоставленные полномочия и уровень допуска к документации компании: право проводить проверки и привлекать других сотрудников в части соблюдения БДД, проверять документы на транспортировку, грузы, состояние подвижного состава и расход топлива, отстранять автомобили и водителей от работы при выявленных нарушениях, контролировать работу транспорта на маршруте, вносить рекомендации по поощрению и наказанию персонала компании в рамках полномочий.
- Ответственность – степень ответственности за халатное исполнение или неисполнение должностных обязанностей, непрофессионализм, разглашение служебной и коммерческой информации в соответствии с действующих трудовым законодательством ненадлежащий контроль условий труда, дисциплины, дорожной и пожарной безопасности работы сотрудников компании, неграмотное оформление документации, небрежное отношение к материальному имуществу и т.д.
- Порядок пересмотра инструкции – возможность пересмотра содержания должностной инструкции с периодичностью в 5 лет, требования к возможным изменениям и порядок оповещения персонала компании с изменениями.
Под документом обязательно должна стоять подпись руководителя и печать компании. Экземпляр инструкции должен обязательно находиться на руках у сотрудника, который исполняет обязанности ответственного за БДД.
- Нужно ли вводить в компании должность ответственного за БПП, если на балансе есть только микроавтобусы?
Да, согласно ФЗ №196 и инструкции Минтранса РФ (Приказ №282), должность ответственного за БДД необходима. Микроавтобус на 9 мест (водитель + 8 пассажиров) не относится к категории легкового транспорта. Сфера использования машины (коммерческие перевозки или личные цели) значения не имеет. - Нужен ли в компании ответственных за БДД, если на балансе только одно транспортное средство?
Если это транспортное средство – легковой автомобиль, то нет. Если автобус или грузовик – нужен. Требования к должности ответственного по БДД зависят не от количества транспортных средств, а от вида деятельности компании (коммерческие перевозки – личные цели) и вида транспорта (грузовой – легковой). - Если в компании все транспортные средства – личные авто, нужно ли вводить должность ответственного по БДД?
Если эти личные авто – то не нужно. Такие транспортные средства считаются зафрахтованными. Но, если их используют в коммерческих целях, то владелец автомобиля должен иметь статус ИП, и ему придется нанимать специалистов по БДД. - Должен ли аттестованный ответственный за БДД проходить переподготовку?
Теоретически – нет. Аттестация не имеет срока действия. Однако в трудовом законодательстве существуют нормативные акты, требующие от руководства компаний и предприятий заниматься повышением профессионального уровня своих сотрудников. Поэтому, наказать за отсутствие переподготовок не могут, но вопросы у профсоюзов и трудовой инспекции возникнуть могут.
В заключении отметим, что должность ответственного за безопасность дорожного движения в компании или на автопредприятии – не просто важна для бизнеса, но и обязательна. При наличии даже одного грузовика или автобуса на балансе, в штате должен быть ответственный за него специалист либо совместитель. Этот специалист должен или иметь профильное образование по БДД, либо обязан пройти подготовку и аттестацию в комиссии Минтранса РФ.
Такой специалист не нужен только в тех компаниях, где зарегистрированы легковые автомобили, которые используются для внутренних нужд бизнеса (перевозка сотрудников и имущества), либо имеются неэксплуатируемые автомобили. В остальных случаях уполномоченный обязателен.