Приборы и устройства безопасности автомобильного крана

обновлено: 13 октябрь 2022 23:47 Автор:  

Автокран – исключительно практичная и полезная в строительных, монтажных, погрузочно-разгрузочных работах спецтехника, которая отличается компактностью и мобильностью, способна проезжать на удаленные и ограниченные по площади рабочие площадки, куда невозможно доставить другие виды грузоподъемного оборудования. Поэтому автокраны востребованы и используются повсеместно.

Однако автокран – еще и опасная техника: она легко может нанести материальный урон в условиях плотной городской застройки и постоянно создает угрозу здоровью и жизни окружающих людей, в том числе – работающего на площадках персонала. По этой причине любая мобильная автокрановая установка комплектуется не только подъемными устройствами, но и приборами и устройствами безопасности.

фото 1

Приборы и устройства безопасности автокрана

Рабочие процессы автокранов строго регламентированы специальными «Правилами устройства и безопасности», согласно которым каждая установка должна быть укомплектована специальными ограничителями и контрольными приборами, позволяющими обеспечить максимальный уровень защиты.

В основной комплект такого защитного оборудования принято включать:

  • ограничитель подъема грузового крюка;
  • ограничитель намотки (натяжения) подъемного троса с контроллером;
  • ограничитель натяжения троса;
  • ограничитель уровня подъема крановой стрелы;
  • ограничитель грузоподъемности;
  • ограничитель вылета стрелы;
  • ограничитель зоны работы крана.

Кроме основного комплекта ограничителей с датчиками автокрановая установка имеет дополнительные устройства безопасности: автоматический контроллер скорости ветра с блокировкой стрелы (анемометр), электроанализаторы-блокираторы работы установки при приближении стрелы к электросетям, выносные опоры для увеличения устойчивости машины под грузом, съемные барьеры для ограждения территории работы установки.

Приборы и устройства безопасности автомобильного крана должны контролировать состояние рабочих механизмов грузоподъемной установки и блокировать их при превышении заданных параметров безопасности.

Блокировка обычно срабатывает автоматически, а на панели оператора крана включается сигнализация определенных датчиков. При возвращении установки в заданную зону и безопасные параметры, ограничители так же автоматически разблокируют подъемные механизмы.

Ограничитель уровня подъема крюка

Задача этого устройства – блокировка крюковой подвески при достижении крайнего верхнего положения крюка на лебедке или верхнем оголовке стрелы. Блокиратор срабатывает при расстоянии между крюком и лебедкой расстояния 200 мм, после чего лебедка автоматически отключается, предотвращая обрыв троса. Отключает механизм специальный датчик-грузик – при сокращении предельно допустимого расстояния между крюком и лебедкой он высвобождает тягу, а та замыкает питание.

Ограничитель сматывания троса с контроллером

Это устройство отключает грузовую лебедку в момент, когда груз на стреле достигает нижней точки, и его вес больше не натягивает трос. Контроллер ограничителя настраивается индивидуально на определенную длину и максимальный подъем стрелы так, чтобы после блокировки на барабане осталось не менее 1.5-2.5 витка троса. Принцип действия: груз опускается максимально вниз, прижимной ролик передвигает пластину к выключателю и выключает лебедку. На панели оператора загорается сигнальный датчик.

 

Ограничитель натяжения троса

Это тензорный датчик-контроллер, который срабатывает на выключение лебедки, если усилие на подъемный трос начинает превышать допустимый предел. Такая блокировка позволяет защитить кран от обрыва троса с крюком или падения стрелы. Датчик подключен к пакету пружин, которые сжимаются под воздействием весовой нагрузки. При превышении нагрузки, пружины опускают упоры вниз, приводят в действие двуплечий рычаг, а тот высвобождает оконечный выключатель и блокирует подъемный механизм (можно работать только на опускание груза).

Ограничитель уровня подъема стрелы

Устройство (датчик стрелы на подъемной раме) автоматически останавливает стрелу в крайней верхней точке, чтобы избежать удара о подъемную раму. Когда стрела поднимается до запрограммированной высоты, она цепляет шток электровыключателя, и цепь питания размыкается (на кранах пневматического, электрического или гидравлического типа). На механических автокранах такой ограничитель представляет собой рычажно-тяговый механизм.  

Ограничитель грузоподъемности

Устройство ограничителя грузового момента автоматически отключает привод подъемной лебедки, если нагрузка на трос и стрелу превышает максимально допустимый предел. Это универсальное устройство, включающее датчик усилия и датчики подъема и вылета стрелы. Если груз неподъемен, ограничитель срабатывает комплексно: подъемная тросовая лебедка отключается, подъем стрелы блокируется, а на панели оператора загораются индикаторы перегрузки.

Ограничитель вылета стрелы

Датчик стрелы автоматически отключает телескопический механизм вылета стрелы, когда та оказывается в максимальной или минимальной точке вылета. Настраивается с учетом максимальной грузоподъемности (предельно допустимый вес груза) и подъема стрелы.

Ограничитель рабочей зоны (поворота)

Устройство автоматически отключает электропривод автокрана в случаях, когда его движущиеся механизмы выходят за пределы допустимого рабочего пространства. Блокировка состоит из двух упоров и конечных выключателей, контролирующих допустимый радиус поворотной платформы. При достижении границы рабочей зоны, выключатель блокирует поворотное устройство, отключая электропривод. Поворотная платформа также блокируется при двойном повороте вокруг вертикальной оси, что грозит обрывом токоведущих кабелей.    

фото 2

  1. Можно ли считать, что автоматические ограничители автокрана обеспечивают максимальный уровень безопасной работы?

Защитные устройства обеспечивают практически 90%-ную гарантию безопасности. Однако при неправильном управлении крановой установки они не способны полностью обеспечит безопасность. Кроме того, как и всякие механические или электрические механизмы, они иногда могут выходить из строя или работать некорректно. Поэтому первое и главное условие безопасной работы автокрана – опытный оператор установки и профессиональные монтажники.

  1. Какой ограничитель может обеспечить защиту от контакта с электрическими кабелями?

В зонах кабельной прокладки автокран должен работать особенно осторожно, чтобы исключить обрыв кабелей или удар высоковольтным током. Для контроля используется датчик АСОН-1, который оповещает оператора крана при приближении стрелы к электрическому кабелю с напряжением выше 42V. Однако он имеется не на всех моделях автокранов.

  1. Можно ли считать выносные опоры элементом системы безопасности автокрана?

Эти опорные устройства необходимы, в первую очередь для увеличения грузоподъемности и обеспечения устойчивости автомобильного шасси. В целом же – да, работа с предельно тяжелыми для автокрана грузами будет более безопасной при установленных опорах.

  1. Устройства безопасности автокрана изначально настроены на обеспечение защиты?

Нет, механизмы ограничения работы крановой установки требуют постоянного контроля и настраиваются повторно при проведении техобслуживания автокранов или после ремонта и замены некоторых механизмов. При каждой настройке обязательно учитываются конкретные технические и грузоподъемные характеристики конкретной крановой установки.

фото 3

В заключении следует отметить, что автокран может быть многофункциональной и максимально производительной спецтехникой только при установленных, настроенных и полностью исправных механизмах и приборах безопасности. Такие приборов и ограничителей (блокираторов) на любой автокрановой установке много, а их главная задача – автоматическая блокировка электропривода крана при нарушении установленных рабочих пределов и ограничений.

Приборы безопасности на автокранах защищают от перегрузки, столкновения и травмирования движущихся частей крановой установки, повреждения механизмов, обрыва электрических кабелей. Кроме того, они максимально увеличивают уровень защиты от случайного повреждения окружающих объектов и нанесения вреда здоровью находящихся или работающих рядом людей.

Читайте также

Договор на оказание услуг специалиста по БДД

Общество с ограниченной ответственностью "Бета", именуемое в дальнейшем "Работодатель", в лице генерального директора Петрова Александра Ивановича, действующего на основании устава, с одной стороны, и Михалков Сергей Сергеевич, именуемый в дальнейшем "Работник"

БДД на предприятии

Автомобильные перевозки и использование коммерческого транспорта компаниями и предприятиями – это сложный, требующий организации и обеспечения максимальной организации процесс. И если частное лицо-автовладелец отвечает за соблюдение БДД лично, то на крупном производстве должна существовать специальная служба, которая занимается профилактикой ДТП и обеспечением безопасности людей и транспорта.

План мероприятий по БДД

Мероприятия по БДД – это комплекс эффективных методов, которые необходимы для улучшения условий дорожного движения и повышения безопасности всех его участников. Традиционно их разделяют на первоочередные методы и мероприятия второй очереди. Весь спектр мероприятий оформляют в специализированный планы, которые могут быть рассчитаны на месяц, квартал, полугодие, год или более продолжительные периоды (ежегодное планирование – наиболее популярно).

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы