Проблема безопасности дорожного движения появилась одновременно с первыми автомобилями еще в XIX веке. С тех пор, она не только не решена, но только усугубляется – мир живет интенсивнее, автомобили становятся все быстрее, плотность населения в городах все больше.
То есть, степень контактности водителей на авто и пешеходов на дорогах (водитель – пешеход – среда дорожного движения) становится плотнее, а уровень опасности таких контактов – выше. Число ДТП растет, как и количество автоаварий со смертельным исходом. Среди основных причин:
- низкая дисциплина соблюдения ПДД;
- отсутствие опыта и знаний у участников дорожного движения;
- неудовлетворительное состояние транспортных средств.
Важно отметить, что статистика ДТП заставляет практически все государства мира решать проблему БДД на самом высоком глобальном уровне. Но, даже с ростом роли государства в обеспечении защиты жизни водителей и пешеходов, ситуация пока далека от разрешения: за год в России на дорогах гибнет около 100 тысяч человек.
Основные проблемы БДД
В РФ проблема БДД очевидна, признается государством и решается на национальном уровне, так как БДД – это часть личной безопасности человека, которую власть должна обеспечивать согласно Конституции России. Кроме того, это – часть проблемы демографического баланса и национальной безопасности страны.
Однако в решении проблемы БДД есть немало мелких, но чувствительных препятствий, связанных с несовершенством законодательства в области БДД.
В рамках совершенствования государственной политики в области безопасности дорожного движения, Правительство РФ в 2008 году приняло, а в 2014-ом скорректировало Транспортную стратегию страны (Распоряжение Правительства №1734-р) до 2030 года. На ее базе был создан ряд федеральных программ, которые должны были на практике реализовывать необходимый пакет мер в отношении повышения БДД.
Однако, Транспортная стратегия РФ столкнулась с рядом проблем:
- Отсутствие совместной стратегической политики и тактических алгоритмов согласованных действий организаций, отвечающих за БДД (федеральной и региональной власти, профильных министерств, органов самоуправления, специальных служб и общественных организаций).
- Отсутствие обязательной ответственности органов власти за состояние БДД на местах (отсутствие системы совместной работы, локализация решений, невнимание к состоянию дорожной инфраструктуры и т.п.).
- Отсутствие единого Федерального законодательства по ПДД и внятной правовой безопасности участников дорожного движения. Пока что все правовые вопросы по ПДД регулируются Постановлением Правительства №1090, которому уже более 20 лет.
- Отсутствие взаимодействия государства и общества (несовершенство экономического, политического и социального развития страны, неразвитость гражданских институтов).
Пока не будут решены вышеперечисленные проблемы, задачу обеспечения адекватной БДД в стране не сможет решить ФЗ №196 (1995 год), постоянно обновляющиеся ПДД, и работа органов ГИБДД. Необходимо привести правовые документы в соответствие с действующим законодательством, структурой и полномочиями государственных федеральных и региональных органов, существующим уровнем технического развития и реалиями автодорожной инфраструктуры.
Сегодня дорожное движение, согласно положениям ФЗ №196, существует как некая совокупность общественных отношений, которые возникают и регулируются в процессе взаимодействий между участниками дорожного движения. А безопасность дорожного движения понимается, как «существующее состояние процесса дорожного движения и уровень защищенности его участников от ДТП и их последствий».
То есть, четкого понимания, что такое БДД в XXI веке, в России фактически не существует – она воспринимается просто как качественная характеристика процесса дорожного движения.
Чтобы изменить ситуацию и начать воспринимать БДД как комплексную проблему, необходимо привести в порядок законодательство. Сегодня многие пункты законодательства по БДД невозможно реализовать на практике, так как под них необходимо дополнительно принимать новые нормативные акты, которых пока нет.
Блок
- Какова роль ГИБДД в общегосударственной программе совершенствования безопасности дорожного движения?
Государственная Инспекция БДД МВД РФ является фактическим «посредником» между государством, которое влияет на БДД посредством законодательных актов, специализированными автотранспортными компаниями и организациями, занимающимися автоперевозками, а также физическими участниками дорожного движения. Госавтоинспекция должна обеспечивать защиту прав водителей и пешеходов, разрешение споров между государством и участниками дорожного движения, поддерживать диалог по проблемам БДД между госструктурами и бизнесом, а также выполнять функции контроля над соблюдением ПДД и заниматься профилактикой ДТП.
- Почему действующее законодательство неправильно трактует проблему БДД?
Согласно действующему ФЗ №196, БДД – это качественная характеристика, определяющая уровень физической защищенности участников дорожного движения в процессе самого дорожного движения. На самом деле, проблема намного шире: она является частью общегосударственной стратегии национальной, демографической и гуманитарной безопасности в стране. При изменении понимания БДД, необходимо полностью изменить законодательную базу в области БДД, чтобы добиться качественных результатов.
- Можно ли считать качество и состояние дорожных покрытий одним из важных элементов стратегии БДД?
Да, этот вывод логически вытекает из сути самого процесса дорожного движения. Если считать БДД комплексом мер по предупреждению ДТП и их тяжелых последствий, то состояние дорожного полотна и качество строительства дорог напрямую влияет на уровень безопасности. Однако государственная власть пока не научилась рассматривать эти два понятия во взаимосвязи: дороги часто находятся в плохом состоянии, но их ремонт воспринимается как экономическая составляющая, а не элемент общей стратегии Транспортной безопасности.
- Почему утвержденная Транспортная стратегия РФ не дает ощутимых результатов?
Потому что она не «синхронизирована» с действующим законодательством РФ. Многие законодательные акты морально устарели, а некоторые важные положения стратегии по БДД невозможно осуществить на практике, так как для этого еще не создана юридическая база.
В заключении следует отметить, что в России проблемы БДД в последнее десятилетие органы государственной власти начали воспринимать серьезно, и теперь рассматривают безопасность участников дорожного движения как часть комплексной государственной политики обеспечения национальной безопасности граждан. Именно для этого и была создана новая Транспортная стратегия РФ до 2030 года.
Однако, чтобы БДД заработала эффективно и начала давать положительный эффект, необходимо привести в порядок действующее законодательство в области БДД и синхронизировать действия федеральных и муниципальных органов власти, профильных министерств и общественных организаций для решения проблем БДД.