Интенсивность дорожного движения с каждым годом становится все выше из-за непрерывного увеличения количества автомобилей на дорогах, развития дорожно-транспортной инфраструктуры и повышения спроса на автомобильные перевозки. Естественно, растет аварийность, и все актуальнее становится проблема безопасности дорожного движения: необходимо снижать число опасных и аварийных ситуаций.
Эта проблема приобрела в России национальные масштабы, и государство активно участвует в повышении уровня БДД, совершенствуя законодательство и заставляя руководство промышленных и автотранспортных предприятий также жестко регулировать свою политику в сфере безопасности участников дорожного движения и создавать собственные службы БДД.
Что такое служба БДД?
Служба БДД в обязательном порядке должна быть создана на каждом предприятии, в компании или организации, где на балансе есть транспортные средства, которые используются для выполнения коммерческих автоперевозок или внутренних нужд бизнеса или производства (ФЗ №196).
Это требование не касается тех организаций, которые пользуются услугами специальных автотранспортных/автопассажирских компаний, сдают автомобили в аренду, не эксплуатируют собственный автопарк (нет затрат на обслуживание и ремонт), либо содержат только легковые авто для внутренних нужд.
Число сотрудников службы БДД на предприятии зависит от количества штатных водителей:
- менее 50 человек – совмещенная должность специалиста по БДД;
- 50-200 человек – один освобожденный штатный инженер по БДД;
- 200-500 и более – не менее 3 сотрудников (отдел БДД);
- свыше 750 человек – 1 ответственный по БДД на каждые 250 водителей.
Служба безопасности дорожного движения в своей работе руководствуется правилами, указанными в «Положении о службе БДД», которое утверждается в каждой организации, и с содержанием которых каждый сотрудник отдела должен быть ознакомлен в обязательном порядке.
Общие положения по БДД
Согласно этому документу:
- Служба БДД является обязательным структурным подразделением на предприятии, организуется согласно приказу руководства, подчиняется только директору, и отвечает за профилактику и предупреждение аварийности именно на своем предприятии.
- Число специалистов службы зависит от размера организации, количества работающего персонала и решаемых производственных задач.
- В своей работе служба руководствуется законодательством РФ в сфере БДД, положениями трудовых договоров и должностными инструкциями, штатным расписанием и другими внутренними нормативными документами организации (охрана труда, пожарная безопасность, охрана окружающей среды).
- Руководителем подразделения по безопасности дорожного движения назначается специалист, имеющий высшее профильное образование, не менее 5-ти лет стажа на инженерных должностях и аттестацию специальной комиссии Росавтотранса.
Объем решаемых службой БДД задач зависит от требований действующего законодательства РФ, размера предприятия, сложности его организационной структуры и специфики работы. Однако главная задача такого подразделения в любой организации – обеспечение безопасности всех участников движения.
Задачи службы БДД
Объем решаемых службой безопасности дорожного движения задач на предприятии и в организации – огромен:
- организация комплекса мероприятий по обеспечению безаварийной работы транспорта на предприятии;
- контроль работы всех подразделений предприятии и эффективности использования транспортных средств с точки зрения БДД;
- контроль профессионального уровня водителей, повышение их квалификации и уровня ответственности, профилактический осмотр и допуск сотрудников к работе;
- контроль и регулярные проверки технического состояния автомобилей, стоящих на балансе
- учет, оценка, анализ и профилактика ДТП и нарушений ПДД в организации, внедрение стороннего опыта безаварийной работы;
- контроль и обеспечение безопасных и комфортных условий труда, трудовой и корпоративной дисциплины.
Перечисленные функции невозможно эффективно исполнять без тесного взаимодействия с другими производственными подразделениями предприятия или организации. Поэтому служба БДД активно сотрудничает, обменивается информацией и важными документами с другими отделами.
Ответственность и права специалистов по БДД
К уровню профессионализма и качеству выполнения обязанностей специалистов службы БДД предъявляются достаточно жесткие требования. Ответственные за безопасность дорожного движения в организации несут ответственность за:
- собственные непрофессиональные действия, неграмотное и халатное исполнение обязанностей, обозначенных в законодательстве РФ и должностных инструкциях;
- разглашение коммерческой и служебной информации в рамках своей компетенции;
- некачественную организацию работы по организации БДД на предприятии и небрежное ведение должностных документов;
- нарушение работниками организации трудовой, производственной дисциплины, требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности, а также за отсутствие контроля над их соблюдением;
- несоблюдение требований и неисполнение замечаний контролирующих государственных надзорных органов.
В то же время, высокий уровень ответственности компенсируется и обширными правами сотрудников службы БДД в рамках своих полномочий. Специалисты имеют право:
- контролировать и регулярно проверять другие подразделения предприятия или организации на предмет рационального использования транспорта и создания и безопасных условий работы;
- вносить предложения по организации и улучшению производственной деятельности, охраны труда, трудовой дисциплины, пожарной и экологической безопасности;
- вмешиваться в технические и медицинские осмотры, если там есть нарушения и угроза БДД, разрешать и запрещать автомобилям выезд на линию, а водителям допуски к работе;
- контролировать текущую деятельность предприятия на предмет БДД – соответствие техсостояния транспорта, наличие необходимых документов, рациональный расход топлива, скоростного режима и режима труда и отдыха водителей.
Кроме того, служба БДД имеет право требовать от руководителей других подразделений строго соблюдения своих рекомендаций и устранения выявленных недостатков в работе, если они создают опасность участникам дорожного движения.
Блок
- Какой документ определяет число обязательных штатных сотрудников службы БДД в организации?
Численность ответственных за БДД регламентирует принятый еще в 2003 году в РФ документ - РД-200-РСФСР-12-0071-86-03 (п.5.7). До сегодняшнего дня Росавтотранс не отменил его и не произвел ни одной редакции. Поэтому пока приходится руководствоваться именно его положениями.
- Можно ли не создавать штатную должность ответственного за БДД на предприятии, если оно не выполняет коммерческих автоперевозок, а для внутренних задач использует 1-2 автомашины?
Согласно ФЗ №196, предприятие или организация, имеющая на балансе хотя бы одно эксплуатируемое транспортное средство обязаны иметь в штате должность инженера по БДД. Положения закона не действовали бы, если бы автомобиль возил сотрудников только по огороженной производственной территории – то есть, без выезда на дороги общего пользования.
- Должны ли сотрудники СБДД проверять знание правил дорожного движения у водителей, которых предприятие оформляет на работу?
Да, это входит в должностные обязанности сотрудников отдела БДД – «контроль и повышение профессионального уровня работающего персонала» (ФЗ №196, статья 20). Для этого можно использовать типовые наборы билетов по ПДД (онлайн или в бумажном виде).
- Можно ли назначать на должность специалиста СБДД человека со средним техническим образованием?
Да, можно, но есть условия: специалист должен иметь среднее техническое образование по специальности «Эксплуатация транспорта», иметь стаж работы не менее 5 лет по профессии, пройти переподготовку по курсу «Организация перевозок» и быть аттестованным специальной комиссией Росавтотранса.
В заключении следует отметить, что организация службы безопасности дорожного движения на предприятии, в коммерческой компании или организации – это блажь, а обязательное законодательное требование (ФЗ №196). Даже если на балансе организации есть всего одно транспортное средство, такого специалиста руководство обязательно должно оформить на работу. В маленьких компаниях (до 50 водителей) достаточно совмещения должностей, на крупных предприятиях (250 и более человек) – обязательно должна быть освобожденная штатная единица.
Задача СБДД – обеспечение безопасности всех участников дорожного движения, сохранность жизни сотрудников предприятия и транспортных средств. Круг обязанностей и полномочий специалистов такой службы обширен, но и ответственность за ненадлежащее исполнение должностных функций – достаточно жесткая. Если СБДД работает халатно или непрофессионально, любая комиссия Росавтотранса может жестко оштрафовать само юридическое лицо, руководство компании и самого инженера по безопасности дорожного движения.