В начале 2018 года профильный комитет Правительства РФ по поручению Президента страны разработал, а Правительство утвердило проект стратегии безопасности дорожного движения на ближайшие 12 лет. Программа по БДД была предназначена к использованию Министерствами и профильными ведомствами России для построения системных планов работы по повышению общей безопасности на дорогах страны и снижению травматизма и смертности в ДТП до европейского уровня.
Стратегия БДД: цели и задачи
Ко второму десятилетию XXI века число дорожно-транспортных происшествий в РФ сохранилось на достаточно высоком уровне и практически на порядок выше, чем в развитых странах Европы, и лишь немного ниже, чем в густонаселенных регионах США и Китая.
Задача разработанной стратегии БДД, таким образом, изначально понятна: максимальное быстрое снижение смертности на дорогах сначала до общеевропейского уровня, а затем практически «до нуля». Достичь этих показателей планируется за счет:
улучшения дорожной инфраструктуры;
совершенствования парка транспортных средств;
повышения уровня профессиональной подготовки водителей;
внедрения современных средств контроля безопасности дорожного движения.
По расчетам разработчиков стратегии, комплексное внедрение вышеперечисленных инструментов, должно к 2024 году снизить число ДТП и уровень смертности в автоавариях минимум в 3.5 раза по сравнению с 2018 годом. То есть, речь идет о получении промежуточных результатов эффективности внедрения стратегии БДД в рамках более продолжительного плана, рассчитанного на реализацию до 2030 года.
Основные направления стратегии БДД
Основой для разработки Стратегии безопасности дорожного движения стали положения Конституции РФ, Федерального и регионального законодательства, приказов, нормативов и инструкций профильных министерств.
С учетом этой законодательной базы, а также предложений государственных и общественных организаций, в Стратегии БДД было выделен и рекомендован к первостепенной реализации ряд приоритетных направлений перспективного государственного плана по безопасности дорожного движения:
- Согласование работы всех участников программы – пропаганда и популяризация изучения ПДД, привлечение общественных и бизнес-сообществ к профилактике ДТП, выработка негативного отношения со стороны граждан к нарушителям правопорядка и выработка доверия к правоохранительным органам (ГИБДД), активное использование автоматизированных средств контроля БДД, ужесточение требований к участникам дорожного движения при выполнении пассажирских и грузоперевозок, совершенствование законодательства в отношении ОСАГО, лицензированию и налогообложению водителей.
- Совершенствование и усиление защиты пешеходов – совершенствование дорожной и пешеходной инфраструктуры, усиление мер безопасности пешеходов и детей, более рациональное планирование, проектирование и строительство новых автомобильных трасс.
- Развитие и совершенствование транспортной инфраструктуры – приведение дорожной инфраструктуры в соответствие с международными стандартами, внедрение современных автоматизированных технологий БДД и регулирования транспортными потоками, повышение информированности пешеходов и качества подготовки водителей.
- Ужесточение мер по нарушению требований БДД – пересмотр законодательства в области наказаний за нарушение ПДД, совершенствование правовых и организационных мер в сфере БДД.
- Усиление роли государственного контроля в области БДД – постановка и распределение задач между организациями и службами по контролю над БДД, улучшение взаимодействия федеральных и местных органов власти.
- Улучшения качества подготовки специалистов по БДД – создание новых центров обучения специалистов в области дорожной безопасности, совершенствование медицинской помощи при ДТП, ужесточение мер по допуску к управлению ТС.
- Совершенствование процедур расследования и управления при ДТП – улучшение координации служб, ответственных за фиксацию и локализацию дорожно-транспортных происшествий, использование современных технологий расследования автоаварий, сокращение сроков прибытия на место ДТП.
Еще раз уточним: стратегия БДД рассчитана на реализацию до 2030 года с контролем промежуточных результатов и коррекцией эффективности общегосударственного плана в 2024 году.
Плюсы и минусы стратегии БДД
Специалисты по безопасности дорожного движения относятся к Стратегии БДД с известной долей скептицизма: по мнению ряда экспертов, она несовершенна, неконкретна, содержит множество декларативных пунктов, не расшифрованных детально и не подкрепленных пояснениями механизма реализации. Ряд положений (например, тотальное внедрение автоматических камер слежения) просто непопулярны у автомобилистов и не всегда направлены на решение задач безопасности на дорогах.
Тем не менее, Стратегия – позитивное явление в законодательстве страны, так как имеет свои очевидные «плюсы»:
План комплексный и имеет более-менее четкие ориентиры (уровень безопасности европейских стран).
Планируемое решение проблемы БДД понимается как всестороннее и соответствует общим принципам государственной политики.
Сам факт появления государственной программы безопасности свидетельствует о признании государством наличия проблемы и желания ее решить.
Есть, разумеется, у Стратегии БДД и свои недостатки: причиной высокого числа ДТП по умолчанию называется «человеческий фактор» (не принимается в расчет плохая дорожная инфраструктура и отсутствие организации знаков и разметки по ПДД), за отдельные правонарушения предлагаются неоправданно жесткие наказания, некоторые предлагаемые меры не всегда правомерны и целесообразны, а отдельные – могут стимулировать коррупционные действия.
Важно! Некоторые недостатки и «декларативность» ряда положений Стратегии БДД связаны с несовершенством ПДД, административного и уголовного законодательства, что мешает применять положения плана более эффективно.
- Насколько реально достичь в рамках Стратегии БДД «нулевого уровня» смертности?
Во-первых, в данном случае речь идет про «не более 4 человек на 100 тысяч населения», а на сегодня в России погибает в ДТП 14-17 человек. Большинство европейских стран достигали заявленного показателя в течение не менее 20 лет. При этом, в западных стратегиях БДД шла речь о «нулевой терпимости» к смертности в ДТП, в российской же – о «стремлении к нулевой смертности». То есть, «хотелось бы, но если не получится, то будет как будет». Поэтому в самой формулировке уже заложена неуверенность разработчиков Стратегии в достижении результата в такие короткие сроки.
- Что, в первую очередь требует реформирования в России, чтобы Стратегия БДД действительно заработала?
В документе основное внимание уделено обучению и наказанию за нарушения ПДД именно водителей – они по умолчанию считаются основной причиной ДТП (85% происшествий). Однако, статистика ГИБДД показывает, что примерно в половине этих автоаварий виноваты были не люди, а плохое состояние дорожных покрытий и инфраструктуры. В Европе, наоборот, первоначально ищут внешние причины ДТП, и только потом разбираются в вине водителей. Но вывод однозначный: на хорошей дороге аварий намного меньше (статистика ДТП на платных дорогах РФ).
- Насколько высока вероятность, что число нарушений ПДД может снизиться при реализации стратегии БДД?
Эксперты утверждают, что такая вероятность невелика. Мысль об ужесточении наказаний за нарушение ПДД – правильная только отчасти: в основном, ужесточение приведет к увеличению числа штрафов и лишения водительских прав, а также коррупционных действий со стороны сотрудников Госавтоинспекции. Кроме того, как факт отсутствует градация тяжести правонарушений на дорогах и лимитирование минимальных наказаний.
- Насколько будут защищены участники дорожного движения при реализации мер Стратегии БДД?
О защите прав водителей и пешеходов в новой Стратегии безопасности дорожного движения практически ничего не сказано. А то, что предлагается как «защита» и «борьба с нарушениями», больше всего напоминает не улучшение безопасности, а поиск методов «альтернативного» заработка государства на нарушителях. Например, «совершенствование системы учета показателей аварийности», «расчет понесенного ущерба», «обеспечение показателей аварийности больничной летальности» не обеспечивают улучшения безопасности и не защищают права участников дорожного движения – они отданы на «откуп» ГИБДД.
В заключении следует отметить, что Стратегия БДД, которая предложена Правительством РФ – документ, который реально необходим в современном государстве, заинтересованном в решении проблемы смертности в ДТП. Однако при несовершенстве законодательства в России, этот план также имеет множество недостатков и противоречий, что снижает эффективность предлагаемых мер безопасности.
При более внимательной доработке, конкретизации ряда спорных положений и разработке конкретных практических мер реализации, Стратегия БДД может стать действительно реальной и функциональной программой борьбы со смертностью на дорогах и повышения уровня безопасности дорожного движения.