Все коммерческие компании и ИП, занимающиеся пассажирскими и грузовыми перевозками с использованием грузового транспорта и автобусов обязаны иметь в своем штате специалиста, ответственного за безопасность дорожного движения (ФЗ№196).
Кто такой специалист по БДД?
Такой инженер требуется даже в том случае, если организация имеет всего один грузовик или микроавтобус на 9 посадочных мест, использующийся для служебных перевозок. В компаниях, где число водителей менее 50 человек, достаточно одного сотрудника, который может совмещать свою основную должность с БДД, если персонал – более 50 человек, специалист должен быть штатным, а если работают более 200 водителей, то нужен целых отдел из 2-3 ответственных за безопасность перевозок.
Круг обязанностей и полномочий специалиста по БДД обширен. Он контролирует:
- техническое состояние транспортных средств, прохождение автомобилями плановых ТО и ремонта;
- мероприятия по профилактике ДТП;
- графики рабочего времени, режима труда и отдыха сотрудников;
- стажировки и переподготовку водителей;
- медицинские осмотры и допуск водителей к работе;
- разработку инструкций, журналов инструктажей, годовых планов мероприятий по БДД, учетных документов и актов служебного расследования по ДТП.
Ответственный за БДД сотрудник должен ориентироваться в трудовом и административном законодательстве, вопросах безопасности автоперевозок, планирования, организации, анализа и учета автотранспортных предприятий, правилах эксплуатации подвижного состава.
Ответственный за БДД сотрудник:
- назначается приказом руководителя организации, подчиняется только ему, должен иметь высшее инженерное образование (желательно по специальности 23.00.00 - «Техника и технологии наземного транспорта»);
- аттестован специальной комиссией Минтранса;
- сертифицирован для проведения инструктажей по безопасности дорожного движения, составления годовых планов мероприятий по БДД, контроля производственных процессов и режима труда на предприятии, а также ведения документации по инструктажам.
Одно из важнейших условий, которые предъявляются к специалисту по БДД – либо профильное образование, либо аттестация, в результате прохождения которой он получает специальную квалификацию и может занимать эту должность в любой профильной компании.
Аттестация по БДД
Чтобы выполнять свои обязанности на законном основании, специалист по БДД должен пройти аттестацию специальной аттестационной комиссии Минтранса (Приказ №283), которая имеет четкий порядок прохождения и оформления. Для этого претенденту на должность ответственного за безопасность дорожного движения необходимо:
Аттестационная комиссия формируется из специалистов местных подразделений Росавтотранса и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Комиссия ежегодно формирует график аттестаций и один раз в 5 лет - списки вопросов для аттестационного теста (360 вопросов), которые публикуются на официальном сайте Росавтотранса.
Изучив вопросы на сайте, претендент на аттестацию может подготовиться к тестовому экзамену, изучить список ближайших к месту жительства территориальных аттестационных комиссий, выбрать одну из них, уточнить график заседаний комиссии и подать заявку на сайте.
В заявке необходимо указать персональные данные, номер СНИЛС, почтовый адрес и e-mail, место и дату желательного прохождения аттестации.
Важно! График заседаний комиссии должен появляться на сайте не позднее, чем за 20 дней до его проведения. В случае изменения графика заседаний, эта информация должна быть опубликована не позднее, чем за 15 дней до заявленной даты аттестации.
Аттестационная комиссия уведомит претендента по электронной почте. Можно также самостоятельно запросить уведомление или позвонить по телефонам, указанным на сайте.
Согласно Приказу №106 Минтранса, претендент на аттестацию должен предоставить аттестационной комиссии пакет обязательных документов с копиями:
- заявление на аттестационный тест;
- личные документы (паспорт);
- диплом об образовании;
- диплом о получении профессиональной переподготовки с присвоенными квалификациями.
Если у специалиста уже есть профильное образование, необходимо обязательно предоставить этот документ.
Претендент с корректно оформленным пакетом документов в установленное время должен прибыть в аттестационную комиссию. Опоздание и несоответствие в документах – повод для отказа в допуске к экзамену.
После проверки документов и инструктажа секретаря комиссии проводится сам экзамен, который занимает до 30 минут. В течение отведенного времени претенденты должны ответить на 20 вопросов (к каждому вопросу предлагается несколько вариантов ответов). Пользоваться подручными материалами, средствами связи, конспектами и справочниками запрещено.
Аттестация будет засчитана в случае, если претендент правильно ответит на 18 вопросов. Результат экзамена сообщается в тот же день, после чего в течение 3 дней в секретариате можно получить выписку из протокола аттестационной комиссии. Еще одна копия направляется в Росавтотранс для внесения данных в реестр специалистов.
Важно! Результаты аттестации считаются действительными только после того, как будут внесены в реестр (дата внесения записи) на сайте Росавтотранса. Аттестация действительна в течение 5 лет.
Кандидаты, которые не прошли аттестационного экзамена или по какой-то причине не были сразу допущены к нему, могут повторно разместить заявку на сайте и пройти аттестацию через 7 рабочих дней после предыдущей неудачной попытки.
- Может ли предприятие или компания работать без специалиста по БДД?
Согласно законодательству, такое право есть только у тех юридических лиц и ИП, которые имеют на балансе только легковые авто, не имеют на балансе транспортных средств и пользуются зафрахтованным транспортом, либо владеют автомобилями, которые не используются в работе компании. Все остальные случаи требуют обязательного штатного специалиста по БДД.
- Есть ли наказание за работу компании без специалиста по БДД?
Если организация владеет грузовыми авто или автобусами, которые использует для коммерческих перевозок или собственных нужд, в штате обязан быть инженер по БДД – либо отдельный сотрудник, либо совместитель, отвечающий требованиям законодательства. Если такого специалиста нет, компания не имеет права использовать свои транспортные средства. За нарушение этих требований юридическое лицо будет наказано штрафом в размере до 100.000 рублей, а руководитель – до 20.000 рублей.
Отсутствие в вышеперечисленных компаниях ответственного за безопасность дорожного движения является административным правонарушением (12.1.1 КоАП) и наказывается штрафами – до 20.000 рублей (директор компании) и до 100.000 рублей (само юридическое лицо).
- Кто может выполнять обязанности инженера по БДД по совместительству?
Совмещать эту должность могут «смежные» специалисты – замы директора по безопасности автоперевозок, начальники эксплуатационных служб, диспетчеры отделов техконтроля, механики автоколонн и гаражей.
- Когда можно вступить в должность ответственного по БДД?
Если образование и профессиональная специализация сотрудника соответствуют требованиям Минтранса, а аттестационный экзамен сдан успешно, то необходимо дождаться появления его данных на сайте Росавтотранса (реестр специалистов по безопасности дорожного движения). Как только запись появится (около недели после сдачи экзамена), работник имеет право занять должность и быть зачислен в штат.
В завершении следует отметить, что аттестация специалистов по безопасности дорожного движения – это обязательная процедура для всех сотрудников автотранспортных предприятий и коммерческих компаний, которые имеют высшее техническое образование, но не закончили ВУЗ по специальности 23.00.00 «Техника и технологии наземного транспорта».
Аттестация проста и прозрачна – нужно подготовиться к экзамену по БДД, выбрать подходящую территориальную комиссию и подать заявку, предоставить обязательный пакет документов и сдать сам экзамен (20 тестовых вопросов с вариантами ответов). В течение недели запись об успешно пройденной аттестации появится в реестре специалистов на сайте Росавтотранса – это дает право занимать должность ответственного за безопасность дорожного движения.