Пассажирские и грузовые автоперевозки связаны с доставкой материально ценных грузов и имеют достаточно высокую степень риска для здоровья и жизни людей. Поэтому водители должны выезжать в рейс не только на исправных автомобилях и с хорошим самочувствием, но и получив достаточный объем полезной информации по безопасности дорожного движения.
По этой причине каждый водитель проходит обязательный инструктаж от ответственного специалиста по БДД (инженеры по безопасности, начальники гаражей, механики), связанный с вопросами предотвращения несчастных случаев, безопасной поездки, охраны труда и гарантированной защиты грузов или пассажиров.
Инструктажи по БДД
Обязательность предрейсовых инструктажей по БДД регламентирована Приказом Минтранса РФ №7 (р.III, п.22). Информация о каждом инструктаже заносится в специальные журналы, в которых каждый водитель должен расписаться. Такие журналы – это подтверждение соблюдения законодательства, проведенной специалистами по БДД профилактической работы и присутствия на инструктаже конкретного водителя.
Практика работы автотранспортных компаний и предприятий предполагает четыре вида инструктажей, каждый из которых имеет собственные задачи, время и порядок проведения и регистрации.
Вводный инструктаж (проводят специалисты по БДД)
Проводится с каждым водителем, только что устроившимся на работу в автотранспортное предприятие. Специалисты по БДД информируют нового сотрудника об организации, требованиях к работникам, правилах внутреннего распорядка, рабочем расписании, порядке прохождения предрейсовых/послерейсовых осмотров водителей и транспортных средств, особенности обслуживания отдельных категорий пассажиров, данные об уровне аварийности маршрутов, информация о необходимых в пути документах. Опыт, стаж и квалификация водителя значения не имеют.
Предрейсовый инструктаж (проводят диспетчеры движения)
Проводятся перед выездом водителя на маршрут. Во многих предприятиях такой инструктаж проводится ежедневно (для новых водителей), а особое внимание ему уделяется, если транспорт выезжает на новый маршрут (для всех водителей), планируется движение колонной, перевозятся дети, опасные, крупногабаритные и ценные грузы. Темы инструктажей: особенности поездки, протяженность, остановки по дороге и опасные участки маршрута, меры безопасности при проезде спусков, подъемов, ж/д переездов, оживленных пешеходных переходов, погодные условия в пути, расположение АЗС, медпомощи, ГИБДД и СТО на трассе, действия при форс-мажорных и аварийных ситуациях.
Сезонный инструктаж (проводит начальник автоколонны)
Проводится дважды в год при смене холодного и жаркого сезона для всех водителей предприятия. Дается информация об особенностях сезонного/межсезонного вождения и обслуживания транспортных средств, при разных погодных условиях и дорожной обстановке.
Специальный инструктаж (руководство предприятия, специалисты по БДД)
Проводится внепланово - при изменении законодательства, резкой или срочной смене порядка и условий труда водителей, маршрутов и графиков работы, а также при тяжелых ДТП, чрезвычайных ситуациях, погодных катаклизмах, угрозе терактов, появлении новых аварийных участков на маршрутах и т.п.
Для каждого вида инструктажей водителей в компании или на предприятии заводят специальные регистрационные журналы, которые имеют установленные образцы и стандартизированный порядок заполнения (Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09). Ведет журналы специалист, ответственный за БДД.
Журналы инструктажей
Для вводного, предрейсового и сезонного инстуктажа существуют отдельные журналы (специальные инструктажи вносятся в журнал сезонных инструктажей). Они не имеют стандартизированной формы, и каждое предприятие само решает проблему бланка и оформления (их достаточно в Интернете).
Тем не менее, структура и общие правила ведения существуют. Журнал имеет:
- титульный лист, на котором указывается наименование и статус организации, регистрационные номера и лицензии, даты начала/окончания ведения журнала, реквизиты ответственного за БДД;
- табличный раздел – номер записи, ФИО водителя, да проведения инструктажа, ФИО инструктора, личная подпись инструктируемого водителя, личная подпись инструктора.
Страницы каждого журнала нумеруются и прошиваются (шнуруются), а в конце документа обязательно ставится печать предприятия и подпись руководителя или ответственного лица.
Порядок ведения
Все журналы по БДД ведет только специалист, который официально занимает должность штатного ответственного по безопасности дорожного движения или сотрудник, совмещающий эту должность с основными должностными обязанностями. Этот специалист должен иметь высшее инженерное (желательно профильное – «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00)) образование, пройти аттестацию в комиссии Минтранса и получить сертификаты на проведение инструктажей и ведение журналов.
- Журналы инструктажей заполняются от руки.
- В соответствующих графах каждого журнала указывается подробная информация о проведенном инструктаже, дополнительные сведения и причины проведения инструктажа, даннвые о транспортном средстве водителе, рабочем задании, грузе, маршруте, выданных документах и т.п.
- При возникновении ошибок, неточная информация перечеркивается, рядом ставится отметка «исправлено» и записывается уточненная информация (по ГОСТ 2.503-2013).
- После того, как в журнале заканчиваются страницы, ставится отметка о сроке завершения его ведения и подпись ответственного лица, после чего документ отправляется в архив на хранение.
Важно! Если водитель не поставил свою подпись в соответствующей графе журнала после указанной информации о проведенном инструктаже, считается, что он на лекции отсутствовал, то есть, инструктаж не проходил. Следовательно, такой водитель не имеет права выезжать на маршрут.
Еще один существенный момент: оформление журнала вводного инструктажа может несколько отличаться от журнала инструктажа предрейсового – в нем не нужно указывать тему лекции (она общая для всех водителей), а потому число столбцов таблицы может быть меньше. Но при его оформлении необходимо дополнительно указать подразделение компании, в которое направлен новый работник.
- Какая основная функция журналов инструктажа?
Это документальное доказательство проведенного инструктажа и присутствия на нем водителя (подписи под записью об инструктаже). Кроме того, в журнале отражается тема и содержание лекции специалиста по БДД. Если подписи водителя нет под такой записью, считается, что он не прошел инструктаж, не уполномочен руководством исполнять должностные обязанности и не может выезжать в рейс.
- Почему нет отдельного журнала специальных инструктажей?
Специальные инструктажи не имеют графика и проводятся в исключительных случаях, когда это крайне важно для обеспечения безопасности пассажиро- или грузоперевозок. Поэтому заводить отдельный журнал не имеет смысла – специальные инструктажи записываются в журнал сезонных инструктажей с пометкой «Специальный».
- Будет ли наказан водитель, который выехал в рейс, не поставив подпись в журнале инструктажа по БДД?
Нет, водитель наказанию не подлежит. Однако такой инцидент является халатностью со стороны руководства компании или автопредприятия. Согласно 5.27 КоАП, организация будет оштрафована в размере 3000-5000 рублей.
- Делаются ли пометки о ДТП в журналах инструктажей?
Если водитель попал в ДТП, полная информация о дорожном столкновении отражается в отдельном журнале учета правонарушений ПДД водителями. Если ДТП произошло по его вине, то материальная ответственность будет обозначена специальным договором по организации.
В заключении отметим, что водители автотранспортных предприятий и коммерческих компаний должны в обязательном порядке проходить инструктажи по безопасности дорожного движения. Это обязательная процедура при приеме на работу, выезде в рейс, смене погодного сезона и в особых случаях, когда резко меняются правила работы и режим труда персонала.
Вся информация о таких инструктажах, которые проводятся штатными специалистами, ответственными за БДД, заносится в специальные журналы с учетом определенных правил оформления. Журналы оформляются от руки, нумеруются, прошиваются, заверяются печатью организации и подписью руководства. Это обязательные документы, без подписи в которых водители не имеют права выезжать на линию.