Основная функция ГИБДД на российских дорогах – предотвращение ДТП, повышение безопасности и наказание нарушителей режимов дорожного движения. Наиболее часто встречающееся нарушение правил дорожного движения – превышение скоростного режима, и сотрудники ДПС борются с ним, используя радары (фиксаторы скорости) и автоматические камеры видеофиксации.
Инспектор наказывает нарушителя сразу на месте, оформляя протокол, который должен высылаться автовладельцу в течение 3 суток, а результаты видеофиксации анализируются до 15 суток в ЦАФАП ГИБДД, после чего водителю отсылается «письмо счастья».
Естественно, автолюбители пытаются бороться с оборудованием ГИБДД, приобретая сложные высокочастотные устройства. До последнего времени многими водителями использовались антирадары, а сегодня им на смену приходят радары-детекторы. В чем разница между ними, и какой прибор надежнее?
Антирадар и радар-детектор
Полицейское оборудование работает по известному алгоритму: отправляет прямой высокочастотный импульс, который отражается от идущего автомобиля и возвращается назад, а специальное программное оборудование производит мгновенный замер скорости. Бороться с высокочастотным оборудованием можно только теми же высокочастотными технологиями.
Антирадары, которые были в ходу у водителей до последнего времени, работали по принципу «глушилки»: генерировали активные шумовые помехи, которые накладывались на импульс полицейского радара, искажали его и мешали корректному определению скорости автомобилей. Второй вариант – это лазерные антирадары и шифтеры, которые создают встречный, более мощный радиосигнал в диапазоне частот полицейского оборудования (лазерные антирадары, шифтеры).
В результате подавления антирадаров, радары и камеры видеофиксации либо не выдают ничего, либо выдают ошибочную скорость. Водитель может даже задавать ошибочное значение скорости в настройках антирадара, и оно будет появляться на радарах ГИБДД.
То есть, антирадары – это активные электронные устройства, которые обманывают контрольное оборудование ДПС, что незаконно. Поэтому владельцев антирадаров штрафуют за их незаконную установку (высокий штраф + конфискация антирадара), а при повторном нарушении – могут привлечь к уголовной ответственности.
На сегодняшний день антирадары, которые предлагаются на рынке, фактически бесполезны - они не способны “скрыть” автомобиль от полицейских радаров и не защищают от штрафов за превышение скорости. Более того, они сами являются “криминальной” проблемой, и пользоваться ими не стоит.
Радары-детекторы – новое поколение «антирадарных» приборов, которые относятся к пассивным электронным устройствам. Они не создают помех и не глушат полицейские средства измерения скорости, а только обнаруживают их частоту, автоматически определяют расстояние до радара ГИБДД и предупреждают водителя об этом. Водитель сбрасывает скорость, чтобы избежать штрафа, тем самым снижая аварийную опасность.
Поскольку такое оборудование не создает помех, не влияет на работу радаров ДПС и не создает дополнительной опасности для участников дорожного движения, в России они не запрещены, и наказание за их обнаружение на машине вам ничем не грозит.
Принцип работы радара-детектора
Радар-детектор – пассивное электронное устройство (радиоприемник), которое имеет дополнительный сигнатурный модуль с загруженными в него базами данных обо всех известных частотах полицейских радарных установок. Принцип его работы сравнительно несложен:
- антенна радара детектора улавливает вокруг себя радиочастотные импульсы;
- прибор сверяет их характеристики (мощность, частоту излучений, периоды пульсации и т.п.) со своими базами сигнатур с помощью специального ПО;
- и устройство идентифицирует полицейские радары на расстоянии до 5000 метров и сигнализирует водителю.
Базы сигнатур (уникальных «подписей» активных излучателей радаров ГИБДД) загружается при установке и настройке прибора, после чего периодически обновляется на сайтах производителей этого оборудования.
Поначалу радары-детекторы были малофункциональными, так как их принимающие антенны фиксировали все сигналы вокруг автомобиля, ошибались при идентификации и часто срабатывали некорректно, так как «путали» сигналы полицейских излучателей с радиосигналами трансляторов мобильной связи, электронных счетчиков АЗС, линий электропередач, автоматических шлагбаумов, ABS и GPS-систем других автомобилей.
Решить проблему помогла установка в сигнатурном модуле второй базы данных – базы известных посторонних «шумов». Возможность сверяться сразу по двум базам («сигналы» и «шумы) расширила функциональные способности радаров-детекторов. Они стали точнее идентифицировать характер принимаемого излучения и точность идентификации нужных сигналов.
Сегодня на рынке вы можете найти множество встраиваемых и невстраиваемых моделей радаров-детекторов в моноблоковых или модульных (несколько элементов конструкции, устанавливаемых раздельно в салоне) корпусах. Приборы могут различаться по углам охвата (встречное, попутное, все направления) и контролируемому диапазону полицейских частот:
- Х-диапазона (10525 МГц) – старые радары типа «Барьер», «Сокол» и т.д.;
- К-диапазона (24150 МГц) – более современные радары типа «Беркут», «Искра-1» с дальностью работы в 2 раза больше;
- Ка-диапазона (34700 МГц) – самые современные радары, фиксирующие объект и его скорость на расстоянии до 1.5 км;
- Ku-диапазона (13450 МГц) – радары, работающие в европейских странах на частотах спутникового телевидения;
- VG-частот (13000 МГц) – радары, которые «охотятся» за антирадарами;
- Лазерного излучения - лазерные измерители и дальномеры последнего поколения.
Радары детекторы компактны, устанавливаются на приборной панели за лобовым стеклом или на зеркале заднего вида в салоне авто, подключаются к сети питания 12V через прикуриватель, имеют несложные настройки и богатый диапазон рабочих режимов: «Трасса» (фиксация всех сигналов с выделением полицейских), «IQ» (идентификация нужных сигналов в потоке шумов) и «Город» (изначальное отсечение всяких шумов с сохранением нужных излучений). Кроме того, большинство моделей детекторов имеет встроенные модули GPS для определения местонахождения источников принимаемых сигналов.
Главными показателями качества и функциональности радара-детектора считаются чувствительность к излучаемым сигналам, способность уловить максимально широкий спектр диапазон частот, радиус приема (оптимально – на 360 градусов), наличие встроенного GPS-модуля и часто обновляемых баз сигнатурных сигналов (сокращает число ложных срабатываний детектора на посторонние шумы).
Запрет на радары-детекторы
Поскольку радары-детекторы – пассивные приемники радиосигналов, не влияющие на работу электронного оборудования вокруг себя, они безопасны и не запрещены к использованию в России, а также Германии, Чехии, Турции, Нидерландах и Украине.
В ряде европейских странах радары-детекторы категорически запрещены – в Финляндии, Бельгии, Франции, Испании, Швейцарии, Люксембурге, Латвии и Литве, Польше и Австрии. Наказания разнообразны – от денежных штрафов, до конфискации автомобиля и лишения свободы до 3-8 лет.
В заключение, следует отметить, что антирадары и радары-детекторы хоть и имеют целью защиту автовладельца от штрафов за превышение скорости на дороге, но имеют принципиально различные технологии работы. Антирадары создают радиопомехи или мощные радиочастотные сигналы, активно влияющие на работу радаров ГИБДД, а радары-детекторы – только пассивно принимают сигналы полицейских радаров, предупреждая водителя об их местонахождении.
Из-за разного принципа работы, отношение закона к этому виду оборудования разное: антирадары – вне закона, а на радары-детекторы в России сотрудники ГИБДД не обращают внимания. В то же время, в Европе сигнатурные детекторные приборы запрещены, и перед поездкой в ЕС лучше демонтировать прибор, чтобы избежать серьезных наказаний.