Транспортный налог – один из наиболее неприятных и широко обсуждаемых налоговых поборов с автомобилистов, об отмене или упорядочении которого ведутся разговоры еще с 2о12 года. Надежды на его отмену были также связаны с инициативами Президента РФ и Государственной Думы в 2015, 2018 и 2019 году. Однако пока транспортный налог не отменен по ряду причин, и вероятность его отмены в ближайшее время сомнительна.
Надо ли отменять ТН? Насколько оправдана его отмена? Стоит ли ожидать серьезных законодательных изменений в НК РФ в 2019 году?
Транспортный налог: для чего он?
Транспортный налог - это налоговый сбор, который платят владельцы мотоциклов и мотороллеров, легковых и грузовых автомобилей, автобусов и механизированных машин с двигателями внутреннего сгорания реактивными и электрическими силовыми установками, самолеты и вертолеты, моторные лодки (от 5 л.с.), гидроциклы, катера, яхты, парусные суда и теплоходы, снегоходы и мотосани. Налог жестко привязан к категории транспортного средства, вместимости автомобиля, мощности его двигателя в лошадиных силах и региону регистрации (статья 358 НК РФ).
Изначально ТН был определен как региональный налоговый сбор – местные власти своими законами устанавливали ставки налога, а полученные средства поступали в региональные бюджеты и должны были расходоваться на строительство, обслуживание и ремонт имеющейся в регионе дорожной инфраструктуры.
Налог необходимо было уплачивать до 1 декабря отчетного года, и рассчитывался он по формуле:
Сумма налога = Ставка налога х Налоговая база х (Количество месяцев владения/12) х Повышающий коэффициент, где:
- Ставка налога (устанавливается в каждом регионе индивидуально) – статичная величина, определяемая категорией ТС, годом выпуска и вместимостью, а также объемом двигателя.
- Налоговая база – мощность двигателя в лошадиных силах.
- Повышающий коэффициент – величина, зависящая от года выпуска транспортного средства и стоимости автомобиля (для машин стоимостью от 3 миллионов рублей).
Если вам необходимо точно рассчитать сумму ТН, используйте эту формулу, или удобный онлайн-калькулятор транспортного налога.
Важно! Владельцы автомобилей обязаны уплачивать транспортный налог на общих основаниях, независимо от года выпуска, технического состояния, исправности и частоты эксплуатации. Связано это с тем, что ТН платится за владение автомобилем как движимым имуществом, а не за его использование.
Инициативы по отмене транспортного налога
С годами пришло понимание того, что средства транспортного налога в региональных бюджетах расходуются нерационально, а дорожная инфраструктура в РФ так и не улучшилась. Естественно, автомобилисты, которые исправно оплачивали налоговые взносы, все чаще начали требовать ответа на вопрос: если дорог нет, то на что уходят средства ТН? Более того, начался частичный тихий саботаж уплаты ТН и поиск схем ухода от него.
Еще в 2009 году правительство РФ выступило с инициативой отмены ТН в течение ближайших трех лет и заменой его повышением акциза на топливо. Это была разумная и справедливая альтернатива: автомобилист в этом случае платил столько, сколько ездил, а машины, находящиеся в ремонте, угоне или просто в гараже не требовали расходов. Акцизы действительно были увеличены, но налог так и не был отменен.
В 2012 году в Госдуму был внесен законопроект № 480908-7, который инициировал внесение поправок в НК РФ по отмене транспортного налога. Компенсировать потери бюджетов вновь было предложено за счет увеличения ставок акцизов на топливо. На этот раз инициативу поддержал и Президент России, который отметил, что эффективность этого налогового сбора с трудом составляет 50%, так как автомобилисты активно уклоняются от его уплаты. Замена его на топливный акциз по примеру Европы и Китая позволила бы повысить эффективность поступления средств.
Однако законопроект был отклонен депутатами, что неудивительно: поступления от ТН напрямую поступают в бюджеты регионов, акцизы на топливо – статья федеральных доходов, и лоббисты региональных властей были не заинтересованы терять деньги.
В 2016-ом году инициатором еще одной попытки отмены ТН выступило Минтранспорта РФ и ФАР (Федерация автовладельцев России), которые мотивировали свое предложение тем, что акциз на топливо напрямую приносит до 10 рублей с каждого литра бензина в фонд финансирования дорожной инфраструктуры. Однако регионы снова не пропустили законопроект: для них это было чревато недополучением крупных финансовых поступлений в местные бюджеты. Кроме того, в качестве негативных последствий повышение акцизов называли рост стоимости транспортных перевозок и удорожание товаров и услуг.
Изменения в НК РФ в 2018 году
В конце 2017 года Владимир Путин подписал ФЗ №436, который автомобильная общественность поначалу ошибочно приняла за закон об отмене транспортного налога. На самом деле, закон всего лишь внес поправки в некоторые статьи Налогового кодекса и определил порядок списания старых долгов по транспортному налогу, которые образовались до 1 января 2015 и не были погашены.
Фактически произошла просто очистка налоговой базы и централизованная отмена безнадежных задолженностей по ТН для граждан и ИП (юридических лиц она не касалась), хотя за сроком давности (3 года) эти административные правонарушения и без того аннулировались по КоАП РФ. Такая «амнистия» должна была произойти автоматически и не требовала от автомобилистов обращаться в налоговые органы: если у автовладельца были долги, штрафы и пени – они списывались, если не было – он просто не подпадал под действие закона.
Все прочие долги (с 2016 по 2018 годы) оставались, и подлежали уплате вместе с суммами штрафных санкций за неуплату. Отмены транспортного налога не произошло, и автомобилисты с надеждой стали ждать этого важного для них решения в 2019 году.
Особенности ситуации 2019 года
Несмотря на то, что шансов на отмену транспортного налога в 2019 году немного (уж слишком привлекательно выглядят суммы налоговых поступлений за движимое имущество владельцев транспортных средств), процесс урегулирования этой сложной ситуации продолжается.
В июне в Госдуму был внесен очередной законопроект №480908-7, в котором предлагается полностью отменить главу 28 НК РФ о транспортном налоге, а сам налоговый сбор включить в стоимость автомобильного топлива, чтобы сделать налоговую ситуацию более справедливой (сумма сбора должна зависеть от частоты эксплуатации автомобиля) и дать право автовладельцам, не пользующимся автомобилем, сэкономить. Это законопроект, как и все предыдущие, Госдума отклонила.
Таким образом, транспортный налог – цел и невредим, его будут взимать в 2019 году (уплата до 1 декабря), и пока, «легкие деньги» в местные бюджеты этот налог приносит, не стоит рассчитывать, что власти легко согласятся на его отмену.
Кому не нужно в 2019 году платить транспортный налог
Автомобилистам же, которые хотят избежать уплаты транспортного налога в 2019 году, по-прежнему предоставляются легальные возможности сделать это в рамках действующего законодательства. Уплате ТН не подлежат:
- Некоторые виды транспортных средств – весельные и моторные лодки (мощность до 5 л.с.), автомобили с оборудованием для управления водителем-инвалидом и авто, полученные от органов социальной опеки (мощность до 100 лошадиных сил или 73 кВт), коммерческая морская, авиа- и сельхозтехника, транспорт специальных служб и ТС в угоне.
- Некоторые ТС с мощностью до 70 лошадиных сил (в том числе российского и советского производства);
- Некоторые категории автовладельцев (при наличии одного автомобиля с мощностью менее 200 л.с.) – инвалиды I и II групп, герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды ВОВ и боевых действий, многодетные родители и опекуны инвалидов, резиденты ОЭЗ, ликвидаторы и инвалиды аварий на АЭС.
Есть также возможность существенно сократить сумму транспортного налога: использовать систему «Платон» (вычет по налогу на сумму штрафов за нарушение ПДД), покупка автомобиля с мощностью менее 200 л.с. и стоимостью менее 3 млн. рублей, регистрация машины в регионах с невысокой налоговой ставкой и нулевой ставкой для пенсионеров и несовершеннолетних владельцев авто.
В завершении следует отметить, что проблема отмены транспортного налога назрела давно и вынуждает автомобилистов уклоняться от уплаты ТН, так как платить приходится всех социальным категориям автовладельцев независимо от материального остатка и состояния ТС, а в некоторых регионах сумма налога очень высока.
Не исключено, что решение о замене транспортного налога иными, более справедливыми формами налогообложения произойдет в ближайшее время, если власти посчитают, что это выгодно для казны и региональных бюджетов. Однако сегодня опыт Европы, США и Китая, где ТН внесен в стоимость топлива и позволяет платить по формуле: «Сколько ездишь, сколько платишь», пока не производит впечатления на лиц, ответственных за принятие этого решения. Поэтому пока налог обязателен к уплате для всех автовладельцев, и нарушение правил его уплаты может привести к серьезным неприятностям и штрафам.