Автомобильные перевозки и использование коммерческого транспорта компаниями и предприятиями – это сложный, требующий организации и обеспечения максимальной организации процесс. И если частное лицо-автовладелец отвечает за соблюдение БДД лично, то на крупном производстве должна существовать специальная служба, которая занимается профилактикой ДТП и обеспечением безопасности людей и транспорта.
Для чего БДД на предприятии?
Согласно последней редакции ФЗ №196 (2019 г.), безопасность дорожного движения на промышленных предприятиях решает несколько важных задач:
- создание условий для максимальной защиты жизни и здоровья людей;
- соблюдение и защита интересов участников дорожного движения;
- обеспечение безаварийной эксплуатации транспортных средств;
- реализация ответственности государства в вопросах БДД на предприятиях.
Сотрудники и службы, отвечающие на производстве за безопасность дорожного движения, в рамках решения вышеперечисленных задач разрабатывают и внедряют комплекс мероприятий по безаварийной работе ТС на предприятиях, обеспечивают контроль транспортных подразделений, проводят анализ происходящих дорожных происшествий, контролируют подготовку персонала и транспорта к выходу на линию, проводят инструктажи, занимаются учетом и контролем подготовки персонала.
Когда на предприятии необходим инженер по БДД?
В соответствии с ФЗ №196 и Приказу Минтранса №282, ответственный инженер по БДД (штатная единица) должен быть на каждом предприятии, где транспортные средства есть на балансе для:
- осуществления коммерческих пассажирских или грузоперевозок;
- решения внутренних производственных задач.
Под требование закона, таким образом, подпадают все предприятия, где есть хотя бы одна единица балансового/арендованного транспорта.
Согласно же требованиям Минтранса РФ, число сотрудников по БДД зависит от количества транспорта и специализированного персонала на предприятии. Если в штате менее 50 водителей, то должность ответственного по безопасности дорожного движения может быть совмещенной (но официальной). При количестве водителей 50-200 человек, необходима освобожденная должность инженера по БДД, а если более 200, то на каждые 100 водителей оформляется отдельный специалист. На очень больших производствах обычно создается целый отдел из 3-7 человек.
Важно! Должность штатного инженера по БДД не нужна, если производство использует транспорт подрядных/наемных организаций, содержит на балансе автомобили, но не использует их (нет балансовых затрат) или сдает в аренду, владеет только легковыми машинами для внутренних нужд компании.
Кто может быть ответственным за БДД?
Специалистами, отвечающими за безопасность дорожного движения на промышленном или автотранспортном предприятии, могут назначаться сотрудники со смежными профессиями или должностными обязанностями – заместители руководителя и главные инженеры предприятия, начальники отделов эксплуатации и безопасности движения, технического контроля, старшие механики и диспетчеры автоколонн и отрядов.
Однако смежная должность – это не все. Минтранс РФ предъявляет к специалистам, назначаемым на должность инженера по БДД достаточно жесткие требования:
- среднетехническое или высшее образование по группе специальностей «Техника и технологии транспорта;
- наличие дополнительной переподготовки и сертификата;
- стаж в сфере безопасности эксплуатации транспорта не менее 3-х лет.
Переподготовку проходят все кандидаты – с образованием по специальности или без нее. Но при профильном образовании, потребуется пройти повышение квалификации и аттестацию, а при непрофильном – переобучение (до 250 часов курсов или самостоятельная подготовка по специальным программам) с аттестацией в специальной комиссии Минтранса.
Как пройти обучение на специалиста по БДД
Профессиональное обучение/переобучение кандидатов на должность инженера по БДД на предприятии четко регламентировано законодательством в области безопасности дорожного движения (Приказ Минтранса №283):
- Для обучения существуют специальные курсы Минтранса РФ, где необходимо прослушать до 250 платных лекционных часов (1.5-2 месяца, оплата – за счет организации). Заниматься также можно самостоятельно – по профильным компьютерным программам.
- Поступить на обучение можно онлайн – по заявке на сайте Росавтотранса. Там же можно скачать программы с темами и вопросами для самостоятельного изучения (360 шт.).
- Обучение завершается обязательной аттестацией, которую проводят сотрудники Службы по надзору в сфере транспорта и Росавтотранса (специальная аттестационная комиссия). Необходимо ответить на 20 вопросов (достаточно правильно ответить на 18) за 30 минут.
В случае успешного прохождения аттестации, комиссия отправляет результаты в реестр данных Росавтотранса в течение трех дней, после чего кандидата можно назначать на предприятии на должность инженера по БДД.
Обязательные документы по БДД на предприятии
Прежде всего, в пакете документов инженера по безопасности дорожного движения должны быть:
- Приказ директора о назначении на должность ответственного по БДД;
- Заявление на формирование службы БДД (если штат – более 50 человек);
- Приказ о порядке расследования случившихся ДТП;
- Положение о взаимодействии всех служб в сфере БДД (цели, задачи, структура, план мероприятий, планы повышения квалификации персонала и обеспечения безопасных условий труда);
- Журналы проверок и водительских инструктажей;
- Журналы нарушений ПДД и совершенных ДТП;
- Журналы путевых листов, выхода/возврата транспортных средств;
- Должностные инструкции сотрудников;
- Журналы медосмотров;
- Журналы для приказов по БДД, стажировке водителей;
- Графики проведения ТО, медосмотров, инструктажей.
Перечисленные документы всегда должны находиться на рабочем месте инженера по БДД, содержаться в полном порядке и заполняться согласно стандартным требованиям. Периодически комиссии Минтранса проводят проверки документов и могут серьезно оштрафовать руководство предприятия при ненадлежащем их состоянии.
- За что отвечает специалист по БДД на предприятии?
Инженер по БДД на производственном предприятии, в первую очередь, несет ответственность за исправность транспорта, отсутствие переоборудования машин, наличие регистрации и прохождение техосмотров, а также за здоровье и адекватное физическое и психическое состояние водителей, проведение своевременных медосмотров и инструктажей по БДД, наличие отметок о медосмотрах и прохождении инструктажа в путевых листах, наличие ОСАГО, соблюдение режима труда и отдыха персонала.
- Как может быть наказан специалист по БДД за невыполнение своих обязанностей?
Согласно КоАП, специалист по безопасности дорожного движения может быть оштрафован за несоблюдение своих обязанностей вместе с руководителем предприятия и самой организацией. Большинство штрафов – 500-20.000 рублей должностным лицам, и до 50-100.000 рублей для юридического лица (в зависимости от тяжести нарушения). Дополнительные штрафы могут налагаться специальными комиссиями Росавтотранса за нарушение порядка хранения и ведения документооборота в сфере БДД.
- Как оплачиваются штрафы за нарушение по БДД?
Штрафы за нарушение безопасности дорожного движения предприятие может оплатить со скидкой до 50%, если внесет платеж в первые 20 дней после их оформления. Для этого необходимо периодически проверять наличие постановлений на сайтах ГИБДД, штрафов ГИБДД, Госуслуг, а затем своевременно платить.
- Зачем инженеру по ГИБДД необходимо вести несколько журналов по инструктажам ГИБДД?
По нескольким причинам. Во-первых, инструктажи разные и проводятся с разной периодичностью. Во-вторых, порядок ведения у журналов имеет строгие стандарты, которые нарушать нельзя. В-третьих, это просто удобнее контролировать и проверять, чем вести один журнал.
В завершении следует отметить, что инженер по БДД – важная в структуре персонала предприятия должность, которая вводится там, где есть хотя бы один автомобиль, выполняющий коммерческие перевозки или используемый для внутренних рабочих нужд организации.
Должностные обязанности ответственного за безопасность дорожного движения – максимально широкие, отдача максимально высокая, а ответственность за качество работы достаточно жесткая. Именно от этого специалиста зависит уровень безопасности эксплуатации транспорта, жизнь и здоровье персонала и окружающих людей, а также успешность работы предприятия.