Вопросы БДД не могут оставаться без внимания всех без исключения организаций и бизнеса, которые используют в своей деятельности корпоративный (служебный, коммерческий) транспорт. Им предписано заниматься безопасностью автоперевозок законодательством, а для организации и контроля профилактики вопросов дорожной безопасности в таких организациях должен быть штатный специалист по БДД.
Это – руководящая должность (прямое подчинение руководителю), предполагающая широкий спектр полномочий и прав для сотрудника, в также жесткие обязанности и высокий уровень ответственности. В частности, специалист по БДД должен контролировать соблюдение требований по безопасности до перевозки, в ее процессе и после возвращения автомобилей, заниматься учетом и профилактикой дорожных происшествий, проверкой профессиональных кондиций персонала и его переподготовкой, вопросами исправности транспорта и физического состояния водителей на линии, проводить инструктажи по БДД, вести большой объем специализированной документации.
Поэтому на должность инженера по БДД всегда назначается человек с профильным образованием и стажем работы по специальности, прошедший обязательную переподготовку и аттестацию в соответствии с законодательством и стандартами Росавтотранса.
Если же такого специалиста в вы штате организации, его необходимо подготовить – отправить на курсы обучения с аттестацией.
Обучение БДД: что это, и кто должен пройти обучение?
Требования к инженерам по БДД регламентированы ФЗ №196 (статья 20), согласно которым от сотрудника требуется:
- высшее инженерное или специальное среднетехническое (+стаж 3 года) образование;
- имеет профессиональную специализацию «Техника и технологии наземного транспорта» (23.00.00);
- обязательная аттестация УГАДН перед приемом на должность и каждые следующие пять лет.
Если компания таким специалистом не располагает, кандидат на должность инженера по БДД должен пройти специальное обучение (Приказ Правительства РФ №287) и сдать аттестационный экзамен (Приказ Минтранса №106), после чего получает допуск к приему на работу.
Кроме того, обязательное обучение необходимо специалистам с родственными специализациями, если они претендуют на штатные должности сотрудников по БДД - замы по безопасности движения, начальники отделов БДД, диспетчеры автоколонн, механики и контролеры.
Важно! Руководитель имеет право назначить сотрудника ответственным за БДД только после прохождения переподготовки (обучения) и прохождения аттестации УГАДН. Таково требование ФЗ №196.
Обучение представляет собой лекционный курс на 250 часов. После его завершения курсанты должны сдать аттестационный экзамен (360 вопросов – по 20 вопросов в билете). Если претендент правильно отвечает на 18 вопросов – аттестация сдана, а ее результаты вносятся в реестр аттестованных сотрудников.
Формы обучения по БДД
Согласно положениям Приказа Министерства транспорта РФ №287, кандидаты в инженеры по БДД могут учиться тремя способами:
в высшем учебном заведении или колледже по одной из специальностей группы 23.00.00;
на платных курсах (если нет профильного обучения) – 256 часов лекций (1.5-2 месяца) в центрах, лицензированных Управлением государственного автомобильного надзора;
заочно по программам УГАДН (онлайн-обучение по 360 аттестационным вопросам).
Любой вид обучения предполагает аттестацию Росавтотранса – экзамен из 20 заданий, где кандидат должен правильно ответить не менее, чем на 18 вопросов в течение 30 минут. После этого результаты аттестации передаются в УГАДН и вносятся в реестр аттестованных специалистов по БДД (размещен на сайте Росавтотранса).
Важно! Отсутствие аттестации исключает внесение данных кандидата на должность в реестр аттестованных специалистов по БДД, а значит принимать такого работника на должность запрещено.
Программы обучения по БДД
Программы обучения по безопасности дорожного движения составляются специалистами УГАДН и позволяют получить знания и практический опыт в областях:
- специфики эксплуатации и управления транспортом;
- систематизации, учета и профилактики ДТП;
- изучения опасных дорожных ситуаций;
- организации первой медицинской помощи при авариях;
- нормативно-правового регулирования дорожного движения;
- ведения правовой документации;
- условий перевозок грузов и пассажиров;
- правил поведения при ДТП и правильного распределения ответственности.
Каждая из программ требует своих сроков изучения. Кроме того, руководство организации, направившей специалиста на обучение, определяет тот объем и специфику знаний по БДД, который связан с деятельностью самой организации.
Важно! Кандидат в инженеры по БДД может обучаться бесплатно (госзаказ) или платно (оплачивает делегирующая организация). Стоимость обучения может различаться в разных центрах, разных городах, и при разных формах обучения. В частности, в Москве – самые дорогие курсы обучения (до 20 тысяч рублей), а самое экономичное образование – заочно-дистанционное (5-7 тысяч рублей).
После завершения обучения и прохождения аттестации, комиссия Росавтотранса выдает кандидатам на должность инженеров по БДД – удостоверение и аттестат о повышении квалификации (действуют 5 лет), а также бухгалтерские документы.
Блок
- Кто назначает сотрудника на должность инженера по БДД?
Работника на должность инженера по БДД назначает руководитель организации своим приказом. Сотрудник подчиняется только директору компании или предприятия.
- Что будет, если нанять на должность ответственного по БДД работника без соответствующей квалификации?
Если сотрудник не имеет квалификации, то обязан пройти обучение и аттестацию комиссией Росавтотранса. Таков закон! При несоблюдении этого требования, организация может быть оштрафована на 100 тысяч рублей, а ее руководитель и ответственный за БДД – на 20 тысяч рублей.
- Когда инженер по БДД не нужен в организации?
Если ваша организация не имеет на балансе транспортных средств, нанимает для оказания услуг другие автотранспортные компании, имеет собственный транспорт для сдачи в аренду (не тратит средств на содержание), то должность ответственного по БДД не нужна. Также она не нужна, если в компании – только легковые автомобили для внутренних нужд.
- Чем отличается заочно-удаленная форма обучения по БДД от очного образования?
Практически ничем: обучение проводится по тем же программам УГАДН, аттестация – те же 20 заданий из 360 вопросов (нужно не менее 18 правильных ответов), в реестре аттестованных специалистов – равные права. Такая форма обучения сложнее для людей, которые не имеют практики самостоятельного обучения, но стоимость существенно дешевле, и есть возможность готовиться к аттестации без отрыва от производства.
В заключении следует отметить, что инженер по БДД в организациях, владеющих собственными транспортными средствами – это ответственная должность, и кандидат на нее должен иметь высшее инженерное или профильное среднеспециальное образование, стаж работы по профессии и обязательную аттестацию УГАДН.
Если образование – непрофильное, то работнику необходимо пройти обязательное обучение (очное в ВУЗе, колледже или на курсах УГАДН), либо заочно-удаленное (онлайн-программы), после чего обязан сдать аттестационный экзамен – 20 вопросов за 30 минут. При успешной сдаче аттестации (не менее 18 правильных ответов), данные работника будут внесены в реестр аттестованных специалистов по БДД, и через 30 дней его можно будет по закону принять на должность.