Грузовой транспорт имеет свои стандартные габариты – длину, ширину и высоту над дорогой. Для перевозки крупноразмерных или тяжелых грузов выбираются те машины, которые оптимально подходят по габаритам и грузоподъемности. Однако, при транспортировке крупных инженерных конструкций, мощного энерго- и промышленного оборудования, гигантской карьерной спецтехники, технических резервуаров и строительных материалов, перевозчики нередко сталкиваются с проблемой - груз не помещается в кузов или на платформу грузовика.

Такие грузы, не соответствующие по размерам или массе стандартно разрешенным характеристикам и не подлежащие разборке на части, называются негабаритными. Их перевозка сложна, трудоемка, но главное – опасна для других участников дорожного движения.

фото 1

Негабарит: характеристики и виды грузов

«Негабаритность» груза проявляется по двум параметрам: либо его размеры больше допустимых (крупногабаритный), либо его масса выше нормы (тяжеловесный).

«Тяжеловесы»

Такой груз может по размерам быть типовым, но по массе превышает пределы грузоподъемности грузового автомобиля. Основными критериями «нормы» здесь являются максимальная допустимая масса, количество колесных осей транспортного средства и вид транспортировки (одиночное авто/автопоезд).

Согласно Правилам грузовых автоперевозок, максимальная допустимая масса груженого автомобиля выглядит так:

Число колесных осей

 Автомобиль

 Автопоезд

2 оси

18 тонн

-

3 оси

25 тонн

28 тонн

4 оси

32 тонны

36 тонн

5 осей

38 тонн

40 тонн

6 и более осей

38 тонн

44 тонны

Все грузы, которые при транспортировке увеличивают максимально допустимую массу груженых авто, автоматически классифицируется как тяжеловесные. Некоторые поправки допускаются с учетом расположения и допустимой нагрузки на каждую ось грузовика, а также тип дорожного покрытия и условия грузоперевозки.

Крупногабариты

Стандартный груз имеет предельно допустимые размеры:

12 метров в длину (20 м – на автопоезде) Х 2.55 метра в ширину (2.6 м – на автопоезде) Х 4 метра в высоту (вместе с авто). В длину любой груз не может выступать за пределы транспортного средства более, чем на 2 метра, в ширину – более, чем на 40 см.  

Все грузы, которые не укладываются хотя бы в один из предельных габаритов, считаются крупногабаритными.

Согласно 23.4 ПДД, транспортировать тяжеловесы и крупногабариты следует только при наличии знака «Крупногабаритный груз», а в ночные часы – с фонарями/светоотражателями спереди и сзади (белый/красный).

Правила перевозки негабаритов>

Маркировка и сигнальное освещение – не единственные требования для транспортировки негабаритов. Правила таких сложных грузоперевозок регламентированы ПДД, Уставом автотранспорта, ПП РФ №2200 и рядом отраслевых профильных документов. В частности, согласно 23.3 ПДД, негабаритный груз разрешено перевозить на грузовом автомобиле, если он:

  • не загораживает водителю обзор дорожной обстановки;
  • не влияет на устойчивость транспортного средства и его управление;
  • не затрудняет видимость светосигнальных приборов и номерные знаки авто, а также сигнальную маркировку груза;
  • не загрязняет окружающую среду, не создает шума и пыли;
  • не затрудняет видимость сигналов рукой.

Согласно приказу Минтранса №343, транспорт с негабаритным грузом обязан двигаться с предельно допустимой для такой перевозки скоростью. Этот предел устанавливается федеральными, региональными или местными органами власти с учетом типа дорог, характеристик груза, маршрута следования, интенсивности дородного движения, времени движения и погодных условий.

Важно! Если параметры груза – выше предельных нормативов более, чем на 2%, грузоперевозка и маршрут следования обязательно согласовывается с ГИБДД. В этом случае, водитель транспортного средства не имеет права отклоняться от маршрута и делать остановки на несогласованных заранее стоянках, удаленных от проезжей части и соответствующим образом оборудованных.  

Согласно тому же приказу Минтранса, если параметры груза превышают нормативы существенно, ГИБДД может выделить автопоезду обязательное сопровождение. Обычно это необходимо на маршрутах, где есть мосты, тоннели, суженные участки, сложные развязки и перекрестки. Автомобили ГИБДД на таких участках дорог могут оперативно менять схему движения автотранспорта.  

Число патрульных экипажей зависит от габаритов каждого конкретного груза. Чем они больше, тем большее число машин ГИБДД выделяется. Минимально это – две машины (1 - спереди и 1 - сзади), максимально – 3 экипажа (2 спереди, 1 – сзади). Если ширина груза превышает 5 метров, патрульное сопровождение организовывается в соответствии с проектными требованиями дорожного движения на каждом из сложных участков.

фото 3

Разрешение на перевозку негабарита

Контроль над негабаритными перевозками и порядком их сопровождения осуществляет не только Госавтоинспекция по месту, но и Росавтодор на уровне документов и соблюдения строгих правил и безопасности работ. Именно в Росавтодоре по месту отправки груза автоперевозчику предварительно необходимо получить специальное разрешение на выполнение перевозки негабарита.

Важно! Разрешение в обязательном порядке требуется в случае, если размеры негабарита или нагрузки на колесные оси авто превышают допустимые нормативы более, чем на 2%.

Согласно приказу Минтранса №167, представители автоперевозчика должны оформить заявление, где следует указать:

  • реквизиты владельца грузового транспорта, ОГРН, ИНН;
  • параметры транспортного средства/автопоезда (марка, модель, номерные знаки, грузоподъемность, количество осей, нагрузку на ось);
  • маршрут следования и сроки выполнения перевозки;
  • наименование и параметры груза (масса, габариты, делимость).

К заявлению прикладываются документы автомобиля (ПТС/СТС), квитанцию на уплаты госпошлины (1600 рублей), схему расположения груза на авто с распределением нагрузки на каждую ось.

После изучения документов, сотрудники Росавтодора согласовывают маршрут следования негабарита с владельцами автодорог и рассчитывают стоимость износа дорожных полотен. Сумма рассчитывается с учетом конкретного региона, нагрузки на колесную ось, протяженности пути и потенциально возможного ущерба, который может нанести грузоперевозка. Этот счет автоперевозчик должен оплатить, после чего получит разрешение.

  • Спецразрешение на транспортировку негабарита может быть выдано онлайн по упрощенной схеме (превышение нагрузок до 10%) – получается в течение дня и действительно в течение 30 дней.
  • Для регулярного выполнения таких грузоперевозок и при превышении нагрузок более, чем на 10%, выдается стандартное разрешение на 90 дней. Его получение может затянуться на 1-3 недели.

При этом, сотрудники Росавтодора могут и отказать в выдаче спецразрешения, если документы заполнены некорректно или неточно, если нет каких-то документов в пакете и квитанции об уплате госпошлины/возмещении вреда, параметры авто и груза не соответствуют указанным в документах данным.

Кроме того, процедура может затянуться или оказаться безрезультатной, если маршрут грузоперевозки невозможно согласовать (состояние покрытий, высокие риски нарушения БДД), либо если груз поддается разборке на габаритные части.

фото 4

Штрафы за нарушение правил перевозки

Имейте в виду, что без разрешения Росавтодора вы не имеете права выполнять перевозку негабарита. За нарушение этого требования полагается штраф согласно 1.12.21.1 КоАП. Полный список штрафных санкций за несоблюдение негабаритных перевозок выглядит так:

Нарушение

КоАП

 Штраф (руб.)

Перевозка негабаритов с превышение не более, чем на 10 см габарита/ 2-10% массы без разрешения

1.12.21.1

водитель – 1-1.500

долж. лицо – 10-15.000

юрлицо – 100-150.000

Перевозка негабаритов с превышение не более, чем на 20 см габарита/ 10-20% массы без разрешения или с разрешением

2.12.21.1

3.12.21.1

водитель – 3–4.000/3-3.500 с разрешением

долж. лицо – 25-30.000/20-25.000 с разрешением

юрлицо – 250-300.000/200-250.000 с разрешением

Перевозка негабаритов с превышение не более, чем на 50 см габарита/ 20-50% массы без разрешения или с разрешением

4.12.21.1

5.12.21.1

водитель – 5–10.000/4-5.000 с разрешением

долж. лицо – 35-40.000/30-35.000 с разрешением

юрлицо – 350-400.000/300-350.000 с разрешением

Перевозка негабаритов с превышение более, чем на 50 см габарита/ 50% массы

6.12.21.1

водитель – 7–10.000

долж. лицо – 45-50.000

юрлицо – 400-500.000

Другие нарушения правил перевозки негабаритов

7.12.21.1

водитель – 1–1.500

долж. лицо –5-10.000

юрлицо – 50-100.000

Непредоставление данных о массе и габаритах / предоставление недостоверных данных о номере, дате, сроке действия разрешения либо о маршруте перевозки

8.12.21.1

9.12.21.1

водитель – 1.5–2.00о/5.000

долж. лицо –15-20.000/25-35.000

юрлицо – 200-300.000/350-400.000

Превышение допустимой массы, габаритов авто или допустимой нагрузки на ось, указанных в специальном разрешении для юрлиц и ИП  

10.12.21.1

ИП – 80–100.000

юридические лица – 250-400.000  

Несоблюдение требований дорожных знаков, запрещающих движение ТС с превышающей ограничение массой/нагрузкой на ось, при отсутствии спецразрешения

11.12.21.1

5000

Кроме того, штраф сотрудники ГИБДД могут выписать в случае, если груз на авто закрывает нормальный обзор светосигнальных приборов и номерных знаков (12.2 КоАП), пылит и загрязняет окружающую среду (12.33 КоАП).

Важно! Владелец транспортного средства при фиксации нарушения правил перевозки негабаритов штрафуется на 150.000 рублей, независимо от того, есть ли спецразрешение или нет. Но оштрафован он будет только при фиксации нарушения видеокамерами ГИБДД.

Учтите, что сотрудники Госавтоинспекции, кроме выписанных штрафов на нарушение правил негабаритных перевозок, имеют право поместить транспортное средство на штрафплощадку, пока автоперевозчик не устранит выявленные нарушения (27.13 КоАП).

Параллельно контроль документов и соблюдения Правил грузоперевозок могут обеспечивать и специалисты Ространснадзора.

Можно ли обжаловать такие штрафы? Да, это реально, но только в суде и при определенных ситуациях:

  • Сотрудники ГИБДД не провели обязательных замеров груза на авто, либо замерили габариты несертифицированными приборами (не предъявили метрологического сертификата).
  • На борту находился делимый груз, который сместился за положенные габариты во время движения по некачественному дорожному покрытию, что было расценено автоинспектором как негабаритная перевозка.
  • Камера видеофиксации выдала ошибку габаритности или грузоподъемности транспортного средства.
  • Весовой пункт на дороге работает некорректно или неточно.
  • Штраф пришел собственнику автомобиля, который сдан в аренду (ответственность в данном случае должен нести арендатор).

Оптимальный вариант – сразу обратиться в суд по месту фиксации нарушения (указан в постановлении). Обратиться с жалобой необходимо в течение 10 дней с момента получения уведомления о штрафе.

Важно! При обжаловании штрафов за нарушение правил перевозки негабаритов, у вас на руках должны быть неопровержимые доказательства вашей правоты – документы, паспорта грузов, накладные, путевые листы, утвержденные маршруты движения и т.д. В жалобе должны быть ссылки на нормативно-правовые акты, которые защищают вашу позицию в суде.

Экспертное мнение - советы редакции

Для тех, автоперевозчиков, которые занимаются перевозкой негабаритов, важно помнить несколько важных мелочей:

  • Согласно НК РФ, госпошлина за оформление специального разрешения на грузоперевозку составляет 1600 рублей. Уплатить ее лучше до того, как вы подадите заявление в Росавтодор. Если обращение было в электронной форме, лучше оплатить пошлину после подачи заявления и фиксации факта его приемки.
  • Если маршрут перевозки негабарита проходит только по частным дорогам, то при получении спецразрешения уплата пошлины не нужна.
  • Процедура выдачи счета на возмещение вреда при грузоперевозке составит от 4 дней, если параметры перевозимого негабарита больше нормативов на 10% и более. Если меньше 10% - документ вам должны выдать в течение дня.
  • Габаритные перевозки могут выполнять без всяких разрешений транспортные средства МЧС, спасательных служб, пожарных, служб госбезопасности, теле- и радиостанций.
  • Штраф за нарушение правил перевозки негабарита можно оплатить со скидкой. Платеж необходимо внести в пределах 20 дней с момента оформления постановления.

фото 5

В заключении отметим, что негабаритные перевозки – это транспортировка сверхтяжелых или крупноразмерных грузов, которые не помещаются в стандартные грузовые авто и создают аварийную опасность для участников дорожного движения. Поэтому такие перевозки требуют получения разрешения, согласования маршрута и условий транспортировки, уплаты потенциального вреда дорожной инфраструктуре и соблюдения строгих правил.