Оформление страхового полиса ОСАГО дает автовладельцам уверенность в том, что в случае попадания в ДТП, им будет возмещен ущерб за счет страховой компании. Но не всегда страховщик готов честно и добросовестно выполнять свои обязательства. И в нагрузку к проблемам с дорожным происшествием, вы можете получить еще и проблемы разбирательств со страхователем по вопросу возмещения понесенного ущерба.
Что делать, если страховщик отказывается выполнять обязательства по ОСАГО? Куда обращаться, и как добиться требуемого результата?
Основания для подачи жалобы
Автовладелец, имеющий полис ОСАГО, может подать жалобу на страховую компанию, если ее действия неправомерны, а обязательства не соблюдаются. Жалоба будет принята к рассмотрению, если страховщик:
- отказывается заключать договор на предоставление услуг страхования;
- навязывает необязательные по договору дополнительные услуги;
- нарушает сроки страховых выплат, оговоренные законодательством;
- занижает сумму страхового возмещения или выплачивает ее в размере, меньшем, чем указано в договоре;
- отказывает в возмещении затрат на ремонт ТС, предусмотренный полисом ОСАГО;
- требует представить документы для выплаты страховой суммы, не указанные по договору;
- требует увеличения сумм премии, не указанны в договоре.
Отношения между страховщиком и страхователем регулирует ФЗ № 40 (ст. 16.1) и ФЗ№ 47, и жалоба на страховщика должна быть оформлена и подана в соответствующие инстанции согласно требованиям этих законодательных актов.
Куда подается жалоба
Вопросами несоблюдения договорных обязательств по страхованию ОСАГО занимаются сами страховые союзы, Центробанк РФ, государственные и судебные органы. Процесс подачи жалоб должен быть последовательным: начните с обращения в головной офис страховой компании, с которой у вас возникли разногласия. Если же там вы тоже не найдете понимания, жалобу можно подать сразу в несколько структур:
- В Центральный банк - если страховщики отказывали в заключении договора, навязывали ненужные услуги, требовали дополнительные документы или затягивали сроки выплаты страховой суммы.
- В Федеральную службу страхового надзора – по любым нарушениям договорных обязательств со стороны страховщиков, если вы хотите решить спор в досудебном порядке.
- Российский союз автостраховщиков – по любым спорным вопросам, кроме случаев безосновательного занижения сумм страхового возмещения.
- Роспотребнадзор – по вопросам защиты прав граждан, имеющим автомобиль в личном пользовании.
- Судебные органы - в случае, если обращение в вышеперечисленные инстанции не помогло добиться выполнения страховщиком условий, установленных законодательством и договором страхования. Помогает взыскать не только материальный ущерб, но и моральный.
Как подается жалоба
В каждую из вышеперечисленных инстанций жалоба подается по индивидуальной процедуре, которую следует знать, чтобы исключить возможность отказа в приеме документов и рассмотрении вашего обращения.
Страховая компания
Если вы хотите решить спор мирным путем (в досудебном порядке), обратитесь в головной офис страховой компании и предоставьте ее сотрудникам акты осмотра автомобиля после ДТП от ГИБДД, отчеты независимой экспертизы и заказ-наряд на выполнение ремонта ТС из СТО. Это поможет разобраться в причинах занижения или отказа от выплаты страхового возмещения. Дополнительно надо представить саму жалобу, ПТС, сервисную книжку.
Союз Автостраховщиков
Также вариант решить проблему мировым соглашением сторон. Жалоба подается в электронном виде, в документе указываются личные данные заявителя, реквизиты страховой компании и полиса ОСАГО, подробное описание причин обращения. К жалобе должны прилагаться сканы документов, подтверждающих ваше право на получение страхового возмещения и нарушения страховщиком условий договора. Жалоба регистрируется в этот же день и рассматривается в минимальные сроки.
Роспотребнадзор
Жалоба подается одним из трех способов: лично, по почте или по электронной почте. Требования к пакету документов и процедуре обращения можно изучить на сайте Роспотребнадзора.
Служба страхового надзора
Подача заявления в Федеральную службу страхового надзора – это, по сути, «контрольный выстрел», предупреждающий страховую компанию о том, что следующим вашим шагом станет судебный иск. В жалобе следует указать реквизиты сторон, описание ситуации, ссылки на законодательство РФ, которое нарушено. Рассматривается обращение в течение месяца, решение высылается заявителю по почте или сообщается лично.
Центральный банк
Обратиться в ЦБ с жалобой можно через официальный сайт или по почте. Чтобы ускорить процесс рассмотрения, можно обратиться в региональное отделение банка. Ответ предоставляется в течение 30 дней.
Судебные инстанции
Если страховщик не реагирует на ваши запросы и требования инстанций, в которые вы обращались с жалобами, вы имеете право подать иск в суд. Для этого в канцелярию суда необходимо представить:
- Исковое заявление (образец его можно найти на официальном сайте или непосредственно в суде);
- паспорт заявителя;
- договора и страховые полисы, заключенные с ответчиком;
- подтверждение поступления страховой выплаты или отсутствия выплат (банковская выписка);
- акты ДТП, заключения и результаты экспертиз (независимых и проеденных страховщиком);
- документы на автомобиль;
- квитанцию об оплате госпошлины.
Со всех документов лучше снять копии, чтобы оригиналы всегда оставались у вас на руках.
Как видите, процесс восстановления справедливости при сделках с недобросовестными страховщиками – занятие сложное, долгое и трудоемкое. Однако свои права отстаивать необходимо, тем более, что вам окажут помощь многочисленные государственные и профессиональные инстанции, в чьи обязанности входит защита гражданских и потребительских прав.
Если все документы будут подготовлены и оформлены корректно, а процедура обращения в ответственные организации выполнена в соответствии с законодательством, то вероятность успешного разрешения вашего спора со страховой компанией будет максимальной.
Комментарии
Написать комментарий