Для расчета выплаты по ОСАГО состояние машины после ДТП анализируют техники-эксперты, работающие в интересах страховых компаний. Поэтому суммы зачастую занижаются, а водители остаются недовольными. По закону (ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО») они имеют право инициировать независимую техническую экспертизу (НЭ).
В этой статье подробно разберем, какие этапы включает НЭ, когда к ней следует прибегать и кто может ее проводить.
Что такое независимая экспертиза
Независимая экспертиза после ДТП по ОСАГО – это платный процесс анализа автомобиля частными независимыми специалистами, прошедшими аттестацию и имеющими лицензию. Процедура проводится по единой методике, разработанной Центральным Банком РФ. Техники анализируют следующие параметры:
- наличие скрытых повреждений;
- стоимость запчастей с учетом износа;
- стоимость услуг по ремонту автомобиля и восстановлению внешнего вида;
- рыночную стоимость уцелевших деталей, если автомобиль не подлежит восстановлению.
Прибегают к НЭ, когда между страховщиком и потерпевшим возникают противоречия. Например, владелец автомобиля считает, что компенсация занижена и не покроет стоимость ремонта.
Также НЭ помогает разрешить спор и установить степень виновности каждой стороны, когда участники ДТП не признают свою неправоту. Эксперты могут дать заключение о скорости и направлении движения обоих транспортных средств, возможностях предотвращения столкновения и прочих факторах. Для этого они проводят трасологические, динамические, баллистические и прочие исследования.
Требования к экспертам
К техникам-экспертам предъявляются жесткие требования:
- регулярная аттестация Межведомственной Аттестационной Комиссии РФ;
- проверка знаний законодательных актов, регулирующих методики и правила проведения экспертизы;
- наличие высшего и дополнительного профессионального образования;
- вхождение в государственный реестр.
При обращении в организацию необходимо попросить все документы, подтверждающие профессиональную пригодность специалиста. Важно проверить его лицензию на сайте Росреестра. Если у мастера ее нет или она приостановлена, суд не будет рассматривать его заключение как официальный документ.
Заключение договора
В договоре на оказание услуг должны быть прописаны основания проведения экспертизы, ее время и место, суть дорожно-транспортного происшествия, его участники и характеристики автомобиля. Также в документе указываются обязанности сторон. Специалист должен провести осмотр и подготовить заключение, а клиент – передать транспортное средство на экспертную оценку, оплатить услугу и предоставить информацию из:
- свидетельства о регистрации ТС;
- паспорта ТС;
- материалов, относящихся к делу по ДТП;
- страхового акта;
- акта калькуляции ущерба от экспертов СК.
Этапы проведения экспертизы
До получения официального заключения ремонтировать автомобиль не стоит. Теоретически, согласно закону, СК не может отказать в выплате, если восстановление проведено, но не мешает оценке ущерба и определению страхового случая. Тем не менее, лишних хлопот и споров избежать не удастся. Еще лучше не восстанавливать машину до получения компенсации: если в предыдущем заключении найдут ошибки, придется проводить повторный осмотр.
Этапы проведения экспертизы:
- осмотр и фотофиксация повреждений автомобиля с описанием;
- анализ рынка запчастей на данное авто (с учетом износа);
- расчет стоимости ремонта, включая цену услуг, покупку запчастей, необходимых материалов;
- оформление экспертного заключения с описанием процесса проведения экспертизы и выводами.
Заказчик должен присутствовать во время проведения осмотра автомобиля. Также необходимо пригласить представителя СК (его присутствие необязательно).
Экспертное заключение должно быть заверено подписью специалиста и печатью организации, проводящей оценку. Этот документ нужно предоставить сначала в страховую компанию. Если в течение 20 дней она не возместит ущерб, придется обращаться в суд с гражданским иском.
Стоимость НЭ
Цена процедуры зависит от региона, престижа компании и других параметров. В среднем по России НЭ стоит около 8000 рублей. Если суд подтвердит результаты проверки и обяжет СК возместить ущерб по итогам независимой оценки, то оплата экспертизы также ляжет на страховщика. Однако обращаться к частным специалистам стоит, только если разница в размерах желаемой и имеющейся выплаты более 10-15%.
За выезд техника, если экспертиза проводится в месте, указанном заказчиком, скорее всего, придется доплатить. Это прописывается в договоре. Если необходимо доставить полностью вышедшее из строя авто на территорию фирмы, обойтись без эвакуатора не удастся. Транспортировка также предполагает дополнительные расходы.
Проведение независимой экспертизы – законный метод получения объективной оценки ущерба. С ее помощью можно требовать реальные и обоснованные выплаты от страховой компании, если изначально она пыталась занизить размер компенсации.
Комментарии
Написать комментарий