После того, как страховая возмещает ущерб пострадавшей стороне, она часто выставляет регрессные требования к виновнику автопроисшествия. Так компания стремится покрыть свои расходы. В статье мы подробно рассмотрим, что такое регрессные требования, когда и как они возникают, какую информацию нужно знать водителю, чтоб суметь их избежать.
Регрессные требования: понятие и законодательная база
Регресс по ОСАГО подразумевает право страховщика получить с виновной в происшествии стороны финансовые средства, выданные пострадавшему. Компенсация запрашивается в судебном порядке после произведения всех выплат по полису. Дополнительно с виновника ДТП взыскиваются расходы на издержки судопроизводства, а также на проведение всех экспертиз.
Данное право страховщика регламентируется:
Гражданским кодексом РФ;
Федеральным законом от 25.04.2002 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» № 40-ФЗ.
Особенности процедуры регресса
Многие водители считают, что могут уклониться от финансовых расходов при ДТП, произошедшем по их вине. Их аргументы сводятся к тому, что выплата осуществляется страховой компанией. Это действительно так. Но после перечисления денежных средств, страховщик часто компенсирует их путем регресса.
Регрессные требования имеют следующие особенности.
Они выставляются независимо от наличия полиса у виновника.
Осуществляются только в судебном порядке.
Нельзя уклониться от выплаты, если решение о ее необходимости будет принято судом.
При отсутствии нужной суммы компенсация будет взыскана частями.
Основания для регресса, сроки исковой давности
В соответствии с ч. 1 ст. 14 № 40-ФЗ основания для регресса следующие:
Нанесение вреда жизни и здоровью потерпевшего по умыслу.
Причинение вреда в состоянии опьянения любого вида.
Отсутствие права управления машиной у виновного водителя.
Сокрытие с места происшествия.
Отсутствие виновной стороны в списке лиц, допущенных к управлению авто (не действует для неограниченного полиса).
Использование автомобиля в период, не установленный договором страхования.
Оформление Европротокола без уведомления страховщика об аварии в течение 5 дней.
Произведение ремонтных работ или утилизация машины без предоставления на экспертизу до истечения 15 дней с момента происшествия, оформленного без привлечения сотрудников Госавтоинспекции (по Европротоколу).
Недействительность диагностической карты на момент происшествия.
Предоставление недостоверных сведений страховщику, которые привели к уменьшению размера компенсации на момент заключения соглашения.
Таким образом, регрессные требования выставляются не во всех страховых случаях.
Обратите внимание! В соответствии с ч. 2 ст. 14 № 40-ФЗ страховщик вправе выставить регрессные требования не только виновнику происшествия, но и оператору технического осмотра, выдавшему диагностическую карту о соответствии ТС нормам (если ДТП произошло из-за неисправности машины, которую можно было диагностировать на этапе осмотра).
Право регресса имеет сроки исковой давности, которые составляют:
2 года, если вред причинен имуществу;
3 года, если причинен вред жизни и здоровью потерпевшего.
Как уклониться от регресса
Если происшествие произошло в условиях, при которых регресс возможен, избежать его достаточно проблематично, так как данное требование является законным правом страховщика.
Но если уклониться от выплаты сложно, всегда есть шанс уменьшить сумму компенсации. Это возможно при грамотном поведении ответчика. Нужно:
путем направления претензии потребовать у компании доказательства того, что страховая выплата была произведена (нередко страховщики выставляют регресс, не произведя компенсаций);
провести независимую экспертизу, чтобы соотнести реальный уровень ущерба с выставляемым;
собрать доказательства собственной невиновности (показания свидетелей и т. п.)
Здесь нужно учитывать, что требование о регрессе удовлетворяется только в том случае, если доказана вина ответчика. А так как большинство аварий происходит вследствие совместных неправильных действий, шанс на успешное оспаривание иска неплохой. Главное – соблюдать нужный порядок действий, описанный выше.
Как избежать регресса: советы
Чтобы не получить иск о возмещении ущерба, выплаченного страховой компанией, каждому водителю нужно:
соблюдать ПДД, снижая не только риск аварии, но и сводя к нулю возможность обвинения в ее возникновении;
следить за сроком действия полиса и обращаться за продлением заранее;
садиться за руль чужого авто только при наличии полиса, в котором указаны его реквизиты (или неограниченной страховки);
в случае аварии оставаться на месте до приезда сотрудников ГИБДД или до окончания оформления Европротокола;
не скрывать от страховщика обстоятельства аварии и не заниматься ремонтом авто без его разрешения.
Судебная практика
Согласно судебной практике в большинстве случаев регрессные требования удовлетворяются. Объясняется это:
соответствием требований закону;
наличием в страховых компаниях хороших штатных юристов.
Не стоит игнорировать приглашение на судебное заседание. При личном присутствии и предварительной подготовке, если даже не получиться оспорить требования, есть хорошие шансы существенно уменьшить размер компенсации.
Подводим итоги
Регрессное требование по ОСАГО предполагает взыскание страховщиком суммы, выплаченной потерпевшему, с виновника ДТП. Процесс имеет некоторые особенности:
возможен только при условиях, установленных ст. 14 № 40-ФЗ;
имеет сроки исковой давности;
взыскивается исключительно в судебном порядке;
обязательное условие – вина ответчика должна быть установлена судом;
уклонение возможно только в том случае, если будет доказана необоснованность требований страховщика либо невиновность водителя;
возможно уменьшение суммы компенсации при самостоятельном подсчете ущерба путем проведения независимой экспертизы;
согласно судебной практике иски о регрессе чаще всего удовлетворяются.
Таким образом, регресс – это законное право страховщика. Чтобы оно не возникало, необходимо неукоснительно соблюдать ПДД, а в случае происшествия оставаться на месте до приезда ГИБДД и сотрудников страховых компаний участников ДТП.
Комментарии
Написать комментарий