- Понятие и законодательная база
- Что включается в УТС
- Ключевые условия выплаты
- Порядок получения компенсации
- Как рассчитывается выплата
- Методика Минюста
- Методика Руководящего документа
- Метод Хальбгевакса
- Как составить заявление
- Судебная практика
- Видео
- Подводим итоги
Утрата товарной стоимости машины из-за ДТП – вопрос, вызывающий наибольшее количество конфликтов, так как страховые компании не стремятся ее возмещать. Именно поэтому каждому автовладельцу важно тщательно изучить эту тему, чтобы максимально защитить свои права. В статье мы раскроем понятие УТС по ОСАГО и расскажем о его особенностях, которые необходимо знать для успешного спора со страховщиком.
Понятие и законодательная база
Понятие не зафиксировано законодательно, но используется в методических работах экспертов, вследствие чего закрепилось в юридической практике. Например, в п. 7.1.1 Методических рекомендаций для судэкспертов «Исследование автомототранспортных средств …", утв. Минюстом РФ, 2013 (далее – Исследования), указывается необходимость введения данного термина.
Согласно этому пункту результатом проведения отдельных ремонтных работ становятся необратимые изменения конструкций, которые необратимо ухудшают параметры ТС. Соответственно, восстановить доаварийное состояние нельзя, из-за чего происходит спад рыночной стоимости авто, нанося материальный урон собственнику.
Также в 2015 году Постановлением ВС РФ № 2 внесены поправки в «Закон об ОСАГО». После них УТС классифицируется как реальный ущерб, возмещение которого входит в обязательства СК. Теперь аргумент страховщиков о том, что у законодателя нет понятия УТС (на основании которого они отказывали в выплатах), недействителен.
Что включается в УТС
В УТС входят только определенные типы повреждений после ДТП:
трансформация геометрических форм (если их можно определить визуально);
дефекты лакокрасочного покрытия;
преобразования свойств деталей (физических и/или химических);
снижение эксплуатационных возможностей;
уменьшение надежности узлов;
потеря общего товарного вида.
Получается, что для получения данного вида компенсации, необходимо зафиксировать необратимые изменения в технических параметрах автомобиля, влияющие на его рыночную стоимость.
Ключевые условия выплаты
В соответствии с ч. 7.1 Исследований условия, без соблюдения которых выплаты УТС невозможны, следующие:
требование к статусу получателя – заявление принимается только от потерпевшей стороны;
ограничение в сумме выплаты – не должна превышать максимальную (400 тыс. рублей);
ограничение срока эксплуатации пострадавшего ТС – 3 года или меньше для российских авто (с пробегом до 50 тыс. км.), 5 лет или меньше для иномарок (с пробегом до 100 тыс. км);
ограничение степени износа – до 35% для российского автопрома и до 40% для ТС от иностранных производителей;
требование к состоянию деталей, входящих в УТС – они должны быть новыми и не пострадавшими в ДТП до этого момента.
Важно! Выплата не будет произведена даже через суд, если это допускается подписанным договором.
Порядок получения компенсации
Алгоритм действий для получения данного типа выплат следующий.
Произведение расчетов УТС с указанием результатов в специальном акте. Это можно сделать у любого независимого эксперта, выполняющего такие виды работ, предоставив ему заверенную копию сметы ремонта и акт осмотра ТС (если он был произведен сотрудником СК).
Составить ходатайство и направить его своему страховщику, приложив акт независимого эксперта.
Ожидать ответа от СК и перечисления положенной суммы.
Крайне редко страховые компании добровольно покрывают данный вид ущерба. В большинстве случае взыскание возможно лишь в результате дополнительных действий – направления досудебной претензии либо подача еще одного ходатайства. В некоторых случаях для получения положенной суммы приходится инициировать судебное производство.
Как рассчитывается выплата
Для выведения размера данного типа выплат разработаны 3 методики:
Министерства юстиции РФ;
Руководящего документа;
Хальбгевакса.
Каждая из них имеет свои особенности, которые будут подробно рассмотрены.
Методика Минюста
Этот способ вычисления закреплен в Исследованиях, но не является обязательным. Результат выводится в процентном соотношении цены ТС с полученными повреждениями к аналогичной модели без них.
Используется формула:
Сутс= S× ∑Кi/100, в которой
S – цена машины до аварии (в рублях);
Кi – коэффициент, установленный экспертами, оценивающими ТС.
При выведении последнего параметра учитываются определенные нюансы:
если во время ремонта требуется замена неделимых элементов (сваренных между собой), коэффициент уменьшается на 20%;
цена ремонта любой поврежденной детали не может быть дороже ее замены;
ремонт дефектов, полученных не в ДТП либо в результате иного страхового случая, снижает показатель на 50%.
Значения основных коэффициентов приведены в таблице.
Методика Руководящего документа
Это самый сложный способ вычисления, потому что необходимо определение утраты стоимости каждой детали, требующей ремонта. Их сумма и станет размером компенсации.
Используется формула:
У общ = У1+У2+У3+…+Уn
В ней У1…Уn – цена каждой детали, подлежащей восстановлению. Для определения их стоимости также используется отдельная формула:
m
Уэл= К2×∑К1×Цi,
1
где:
К1 и К2 – показатели, зависящие от вида и метода восстановительных работ и уровня изношенности ремонтируемого элемента (выводится по отдельным методикам);
Цi – стоимость нового аналогичного элемента;
m – число одинаковых элементов, которые будут ремонтироваться.
Данный способ, как правило, используется для предварительных вычислений. Проверить его на точность невозможно.
Метод Хальбгевакса
Метод преимущественно используется в Европе и считается самым упрощенным способом вычислений.
Рассчитывается по формуле:
УТС= (К/100)*(ЦР+СО), в которой:
К – максимальный коэффициента УТС (указан в специальной таблице, которую можно посмотреть здесь);
ЦР – рыночная стоимость с учетом износа элементов конструкции;
СО – полная цена восстановительных мероприятий.
Коэффициент вычисляется дополнительно по соотношению стоимости деталей (А) и ремонтных работ (В) по формулам:
А= (СО/ЦР)*100%, где СО – общая цена ремонта.
В= (СР/СМ)*100%, где СР – стоимость работ, СМ – стоимость материалов.
Указанные параметры используются для нахождения коэффициента по таблице, который подставляется в итоговую формулу.
Как составить заявление
Ходатайство о компенсации составляется в свободной форме. В заявлении на УТС должно быть указано:
название СК;
сведения о заявителе;
данные виновника;
описание аварии и полученных повреждений;
реквизиты действующего полиса ОСАГО;
требование о выплате по УТС;
результаты независимой экспертизы (сумма к взысканию);
нормативные акты, на основании которых выставлено требование;
перечень приложений;
дата и подпись.
Образец заявления можно посмотреть здесь. К нему нужно приложить:
паспорт;
водительское удостоверение;
полис ОСАГО либо соглашение с СК;
СТС или ПТС;
документы из ГИБДД: справку об аварии, постановление либо отказ в возбуждении административного дела, протокол;
извещение о ДТП;
акт о наступлении страхового случая;
отчет независимого эксперта о размере УТС.
Пакет документации стоит подготовить в 4-х экземплярах для:
страховщика;
заявителя;
суда;
виновника аварии.
Судебная практика
Согласно обзору судебной практики, большинство исков удовлетворяется в пользу страхователей, так как УТС признается реальным ущербом, который требуется возместить.
Отказ в компенсации через суд чаще всего можно получить, если:
некорректно заполнены документы;
случай не соответствует условиям УТС;
страхователь требует сумму, существенно превышающую положенную, и т. д.
Таким образом, если страховой случай действительно отвечает условиям УТС, вся документация составлена правильно и соблюдены все особенности обращения в компанию, риск отказа в выплате минимальный.
Видео
Подводим итоги
УТС – дополнительное основание, по которому страхователь может получить компенсацию в случае ДТП. Подобная возможность объясняется реальностью нанесенного ущерба (потеря товарного вида и рыночной стоимости авто).
Особенности УТС:
выплачивается при соблюдении перечня условий;
для получения необходимо провести собственную независимую экспертизу;
для расчета можно использовать 3 методики;
заявление составляется в свободной форме;
для получения компенсации чаще всего приходится инициировать судебный процесс, так как порядок выплаты УТС не урегулирован законом до конца, что дает страховщикам возможность уйти от финансовых обязательств;
согласно судебной практике большинство исков решаются в пользу страхователя, которому не только выплачивается УТС, но и возмещаются расходы на экспертизы, юридические услуги и иные издержки.
Каждый водитель должен знать, что если обстоятельства ДТП соответствуют условиям УТС, возможно получение дополнительной компенсации ущерба от СК. Но для этого придется понести финансовые расходы (ремонт, экспертиза и т. д.), которые будут возмещены в случае достижения соглашения со страховщиком либо удовлетворения искового заявления.
Комментарии
Написать комментарий