В марте 2021 года в России вступили в силу новые правила технического осмотра автомобилей. Изменений в порядке и алгоритмах прохождения техосмотра оказалось достаточно много, и многие автовладельцы столкнулись с трудностями. Чтобы избежать ненужных проблем и пройти процедуру техосмотра на СТО с первого раза, следует разобраться в новых требованиях ГИБДД и российского законодательства.
Что нового в правилах техосмотра?
Постановление Правительства РФ, которое вступило в силу еще 1 марта, с одной стороны внесло ряд серьезных изменений в порядок и правила прохождения автомобильного техосмотра, а с другой, было вынуждено сразу внести некоторые коррективы в связи с коронавирусной обстановкой в России, которые ряд новых требований откладывают на определенное время. ТО есть, новый техосмотр начал действовать, но не в полном объеме, с временными послаблениями.
Прежде всего, следует учесть сами изменения, которые появились по требованию Правительства России. Их несколько:
- Диагностические карты техосмотра теперь оформляются только в присутствии автовладельца (больше никакого дистанционного или заочного оформления!).
- Оформление диагностической карты – только в электронном виде (бумажные версии документа выписывают только по желанию автовладельца).
- Техосмотр теперь считается действительным, если проведен только на специализированных СТО, которые имеют официальную аккредитацию Российского союза страховщиков (РСА), а также в зарегистрированных в реестре операторов ТО передвижных диагностических линиях.
- Сотрудники ГИБДД теперь имеют право аннулировать диагностические карты, если докажут, что они поддельные или не соответствуют реальному состоянию авто.
- Автомобиль обязательно фотографируется на СТО при въезде и выезде для подтверждения прохождения процедуры.
- Вся информация с диагностической карты + фото машины вносятся в ЕАИС МВД.
- Если при техосмотре у авто обнаружены существенные неисправности, то владельцу придется сначала их устранить, и только потом приехать на техосмотр повторно.
- Диагностическая карта техосмотра теперь обязательна при покупке полиса ОСАГО.
Важно! Водители, которые привыкли отлынивать от прохождения техосмотра автомобиля, теперь попадают в сложную ситуацию: уже в 2022 году ГИБДД завершит составление базы техосмотра автотранспорта ЕАИС и начнет штрафовать машины, которые будут фиксироваться видеокамерами на дорогах. Если не прошедшее техосмотр авто попадет в объектив камеры видеофиксации (без ТО нельзя выезжать на трассу), автовладелец будет получать по почте постановление об административном штрафе в размере 2000 рублей. Причем, штрафовать будут за каждый случай «засвета» авто на камерах.
Порядок прохождения техосмотра в 2021 году
Порядок прохождения техосмотра автомобиля разработан и имеет строгий алгоритм, нарушение которого может привести к отмене процедуры, и ее придется затем проходить повторно. Поэтому автовладельцам следует разобраться в алгоритме и четко его соблюдать.
Прежде всего, следует изучить список аккредитованных реестром операторов ТО станций техобслуживания и выбрать ту, которая подходит вам. Затем нужно связаться с СТО и договориться о дате и времени прохождения техосмотра.
Для проведения техосмотра нужен автомобиль, его документы и документы автовладельца. Перед процедурой сверяются номера VIN, кузова, кабины, рамы. Если все совпало, оплачиваете услугу и отправляетесь на техосмотр. Если номера не совпадают, в базе данных это будет отражено, а в техосмотре будет отказано (не исключено прекращение регистрации и уголовное разбирательство).
1. Прохождение фотофиксации с привязкой к конкретной СТО
Если автомобиль старше 4 лет, то, он уже мог проходить техосмотр, и его данные, возможно, уже содержатся в базе данных ЕАИС ТО ГИБДД. Если же машина новая (младше 4 лет), то данных о нем в базе нет. Поэтому его фотографирование обязательно, как и оформление диагностической карты «с нуля».
На аккредитованных СТО авто фотографируется дважды – на въезде (первый пост диагностики) и выезде (пост оформления диагностической карты). Машина фотографируется полностью и так, чтобы хорошо «читался» номерной знак. На снимке должны быть отмечены дата и время съемки, а также геолокация станции техобслуживания (привязка по GPS), чтобы иметь подтверждение официального прохождения техосмотра и нахождения на нем не менее 35-40 минут (стандартное время процедуры). Снимки затем вместе с данными об осмотре автомобиля вносятся в базу данных.
2. Пост №1: осмотр днища авто
Начальная стадия осмотра – проверка подвески и нижних узлов автомобиля на смотровой яме. Особое внимание мастера обращают на уровень износа механизмов подвески и соединений силовых элементов с кузовом, поверхностей колес, колесных ступиц, покрышек, а также состояние поддона, выхлопной трубы, тормозных магистралей и шлангов, электропроводки.
Важно! Если в ходе осмотра, будут обнаружены переделки кузова, несоответствие дорожного просвета указанному в техпаспорте, подтеки технических жидкостей и протечки ДВС, коробки передач или гидроусилителя руля, серьезный износ или нарушение размерности покрышек, повреждения брызговиков (обязательно с 2018 года), то авто могут завернуть.
3. Пост №2: проверка запуска и исправной работы систем
Вторая стадия техосмотра – проверка исправности основных рабочих систем, которые запускаются из салона. Мастера проверяют безотказность:
- запуска двигателя с ключа или кнопки пуска;
- включения/выключения фар, фонарей и габаритов;
- реакции индикаторов на панели приборов;
- работы управляющих кнопок на приборной панели, консоли, рулевом колесе.
Кроме того, осматриваются зеркала заднего вида (встроенных зеркал не должно быть!), оригинальность водительского и пассажирского сидений + правильность и надежность их установки и наличие подголовников, наличие запасного колеса (если его штатное место в салоне).
Важно! Некомплектность и ненадежность креплений сидений, сбои и нарушения в работе управляющих механизмов – все это повод для мастеров для приостановки техосмотра до устранения недостатков.
4. Пост №3: проверка тормозных механизмов и освещения
На третьем этапе автомобиль загоняется на диагностический стенд для проверки исправности тормозной системы. Проверка синхронности срабатывания механизмов левых и правых колес выполняется при нейтральном положении коробки передач и сухих покрышках. Затем проверяется стояночный тормоз (механика – с первого нажатия электрика – не более 5 нажатий).
Следующий стенд – диагностика осветительной оптики машины. Проверяется фокусировка фар и противотуманных огней, а также точность настроек направления светового потока. Каждая фара проверяется индивидуально.
Важно! Перебои в работе тормозных барабанов, несинхронность или замедленная реакция срабатывания тормозных барабанов, даже незначительные нарушения настроек и калибровки оптики (наиболее частая неисправность) – техосмотр может быть отменен.
5. Пост №4: Общий осмотр
Последний этап техосмотра – внешний осмотр автомобиля согласно типовому чек-листу. Проверяется:
- отсутствие незаконных переделок кузова и нештатных двигателей;
- отсутствие нештатно установленных светозвуковых сигнальных устройств;
- законность, исправность и безопасность газобаллонной установки (если установлена);
- допустимый уровень CO и СН в выхлопах двигателя (запущенный и прогретый движок);
- наличие и исправность вспомогательной световой оптики (габариты, аварийные огни, поворотники, задние фонари и противотуманки);
- полный комплект и надежная фиксация болтов и гаек на колесах;
- оригинальность и герметичность крышки бензобака;
- отсутствие незаконной тонировки и повреждений стекол, загораживающего обзор водителю оборудования;
- наличие и заправка огнетушителя;
- комплектность автоаптечки (все материалы, средства и препараты должны быть в пределах срока годности);
Обязательно проверяется исправность аварийного маяка «ЭРА-ГЛОНАСС» (проверяется передача системой геолокации, технических данных и неисправностях авто при включенной кнопке SOS). Данные вносятся в базу данных и перепроверяются при следующем техосмотре.
Важно! Имейте в виду, что все обнаруженные при техосмотре неполадки в автомобиле фиксируются и являются поводом для отказа в выписке диагностической карты. Никакого устранения неисправностей «на месте» не допускается! Вам придется заехать на стороннюю СТО, устранить поломки, и только после этого снова пройти техосмотр.
Особенности продления диагностических карт
Поскольку новый регламент прохождения техосмотра должен был, согласно Постановлению Правительства РФ, вступить в силу 1 марта 2021 года, но страна оказалась в сложной эпидемической ситуации из-за коронавируса Covid 19, было принято решение: новый техосмотр ввести в действие, но дать некоторые послабления автовладельцам, чтобы исключить очереди и угрозу заражения на пунктах техосмотра.
В связи с этим, полноценно новые правила ТО начнут действовать с 1 октября 2021 года, а до этого времени, в качестве послабления, допустить продление некоторых категорий диагностических карт. В частности:
- Если срок действия диагностической карты закончился до 1 февраля, техосмотр придется пройти по новым правилам;
- Если авто проходит техосмотр впервые (выпущен после 2017 года), процедуру придется пройти по новым правилам;
- Если вы успели получить новую диагностическую карту до 1 марта, то новый техосмотр понадобится только после того, как закончится срок ее действия.
- Если срок действия диагностической карты истекает 1 апреля 2021 года, пройти техосмотр по новым правилам необходимо до 1 октября.
- Если срок действия диагностической карты вашего автомобиля заканчивается в период до 30 сентября, ее действие продлевается до 1 октября (затем – техосмотр до 30 марта 2022 года), и вы можете приобретать ОСАГО по ней.
Сравнение правил прохождения техосмотра авто до и после 1 марта 2021 года
Чтобы получить более внятное представление о характере изменений в порядке и правилах прохождения техосмотра автомобиля, вы можете изучить предлагаемую сравнительную таблицу:
Техосмотр по старым правилам | Техосмотр по новым правилам |
Из документов достаточно было предъявить паспорт автовладельца и документ на авто (ПТС или СТС). | Из документов дополнительно нужен второй идентификационный документ на машину. |
При отказе от оплаты техосмотра, данные в базу данных ЕАИС не вносились. | Данные об авто и его владельце вносятся в базу данных ЕАИС в любом случае. |
Место прохождения техосмотра не уточнялось – можно было пройти его в любой СТО. | Техосмотр проводится только в аккредитованных СТО, зарегистрированных в реестре операторов ТО. |
Закон не оговаривал место проведения техосмотра в пунктах, где не было СТО. | Техосмотр там, где нет стационарных СТО, проводится только в передвижных диагностических линиях. |
Повторный техосмотр проводился в течение следующих 20 дней. Проверялись только те пункты ТО, к которым были замечания после первого осмотра. | На устранение недочетов неудачного техосмотра дается также 20 дней. Проходить техосмотр повторно можно только полностью. |
Диагностическая карта могла быть заверена обычной подписью мастера-диагноста СТО | Диагностическая карта заверяется только техническим экспертом (усиленная квалифицированная электронная подпись) |
Диагностическая карта считалась документом строгой отчетности, могла быть оформлена в бумажном (2 экз.) или электронном виде, и выдавалась на руки автовладельцу | Диагностическая карта оформляется только в электронном виде (бумажная – по желанию автовладельца), заносится в ЕАИС и на руки автовладельцу не выдается |
Экземпляр диагностической карты хранился у оператора ТО не менее 3 лет, а электронный в ЕАИС – 5 лет | Бумажного варианта диагностической карты не существует, а электронная версия хранится в базе ЕАИС не менее 5 лет |
Аннулирование диагностической карты инспекторами ГИБДД не было предусмотрено, а порядок не оговорен законом. | Инспекторы ГИБДД могут аннулировать диагностическую карту, а порядок ее аннулирования оговорен законом. |
Важно! В технических требованиях к автомобилю существенных изменений не произошло.
Аннулирование диагностической карты
Да, сотрудники ГИБДД теперь получили право аннулировать диагностическую карту. Однако сделать они это имеют право только в двух случаях:
- если диагностическая карта выдана незаконно (документ подделан, а машина на техосмотре не была);
- если диагностическая карта есть (выдана ранее), но к техническому состоянию самого автомобиля или его соответствию новым требованиям ТО есть серьезные претензии.
Решение об аннулировании диагностической карты принимает не сам инспектор ГИБДД, а его руководство. При этом, оператора техосмотра следует автоматически привлечь к административной ответственности (14.4.1 КоАП РФ) – за нарушения правил ТО оператору полагается штраф до 10 тысяч рублей (должностные лица – 30-50 тыс. рублей, юрлица – до 200 тысяч рублей), а за повторное нарушение – штраф до 500 тысяч рублей или лишение аккредитации.
Кроме того, ГИБДД должна в 3-дневный срок поставить в известность страховую компанию об аннулировании диагностической карты автомобиля ее клиента. Параллельно информация передается в Российский союз автостраховщиков. При следующей попытке полиса ОСАГО водитель будет подвергнут штрафным санкциям им будет вынужден платить за полис дороже.
- Изменилась ли стоимость прохождения техосмотра?
Стоимость техосмотра по новым правилам осталась прежней и зависит от типа транспортного средства. Техосмотр мототранспорта на СТО обойдется в 400 рублей, легкового авто - до 1000 рублей, грузовика – до 2000 рублей, прицепа – до 1100 рублей, автобусов – до 1600 рублей.
- Можно ли оформить техосмотр онлайн?
Онлайн техосмотр и удаленное оформление диагностических карт новыми правилами ТО запрещены. Техосмотр проводится только на аккредитованных СТО, в присутствии автовладельца, и с подтверждением реального прохождения процедуры посредством фото и геолокационными данными.
- Если я проходил техосмотр в прошлом году в июне, то сейчас мне его можно не проходить и сразу купить ОСАГО?
Все зависит от того, какого года выпуска ваше авто. Если машина моложе 2017 года выпуска, то техосмотр понадобится только по истечение 4 лет. Если авто имеет возраст 4-10 лет, техосмотр необходим раз в два года, а если старше 10 лет – то раз в год. Если ваше авто старше 4 лет и срок действия его диагностической карты заканчивается до 20 сентября, то да – карта продлена, техосмотр вашему авто понадобится пройти до 30 марта 2022 года, и вы можете купить ОСАГО.
- Может ли инспектор ГИБДД аннулировать диагностическую карту за скол на лобовом стекле или перегоревшую лампочку?
Нет, за мелкие нарушения инспектор может оштрафовать вас. Аннулировать диагностическую карту он может только в том случае, если карта выписана незаконно (авто вообще не проходило техосмотр, а карта фальшивая) или если карта выписана раньше, а техническое состояние авто на момент проверки не соответствует стандартным требованиям ТО.
- Как быстро можно пройти техосмотр по новым правилам?
По новым правилам техосмотра, автомобиль должен пройти четыре поста ТО и дважды быть сфотографирован, а в конце данные должны быть внесены в базу данных ЕАИС и оформлена электронная версия диагностической карты. В связи с этим, время прохождения техосмотра увеличилось до 35-45 минут.
- У меня машина 2017 года выпуска, когда мне нужно пройти техосмотр?
Новые автомобили проходят техосмотр после того, как достигнут возраста 4 лет. Вашей машине в этом году необходимо пройти техосмотр в первый раз. Но здесь все зависит от даты выпуска. Если машина была выпущена до 1 марта, то вы должны были пройти техосмотр до 1 марта 2021 года, и следующее ТО у вас – через 24 месяца (до 1 марта 2023 года). Если машина выпущена до 30 сентября, то вам необходимо пройти техосмотр до 1 октября, а если после 1 октября – то до 30 марта 2022 года.
В заключении следует отметить, что новые правила прохождения техосмотра автомобилей направлены не для того, чтобы осложнить жизнь добросовестным автовладельцам – для них почти ничего не изменилось (особенно – в технических требованиях). Главная задача нововведений – исключить махинации с подделкой диагностических карт и заставить водителей проходить ТО в обязательном порядке, чтобы сократить аварийность на дорогах.
Теперь стало сложнее оформить диагностическую карту удаленно или заочно – автомобиль должен появиться в аккредитованной СТО, где фотографируется, а его местоположение подтверждается GPS-данными. Сам техосмотр занимает не более 45 минут. Стоимость процедуры также не изменилась.
Комментарии
Написать комментарий