От технической исправности машины зависят жизни и безопасность не только водителя или пассажиров, но и окружающих людей. Поэтому государством введено обязательное регулярное освидетельствование транспортных средств. Периодичность прохождения техосмотра автомобиля прописана в 170-ФЗ от 01.07.2011, а с 04.05.2018 вступили в действие поправки к нему.
Сроки прохождения
Процесс контроля за техническим состоянием ТС регулируется статьей 15 указанного закона. Периодичность прохождения техосмотра автомобиля зависит от ряда факторов, в том числе:
от возраста ТС;
его назначения;
типа автомобиля.
С учетом этого автомобили можно разделить на три категории, для каждой из которых устанавливаются индивидуальные сроки контроля. К первой категории можно отнести машины, которые занимаются перевозкой граждан, и некоторые другие. В их отношении установлены самые жесткие нормы. Периодичности контроля – каждые 6 месяцев (п. 1 ч. 1 ст. 15). В эту категорию вошли:
легковые такси, маршрутные автобусы, троллейбусы;
грузовые автомобили, приспособленные для транспортировки людей (с 8 и более пассажирскими креслами);
специализированные ТС и прицепы, применяющиеся для транспортировки опасных веществ.
К следующей группе отнесены транспортные средства:
специально оборудованные для автошкол и курсов вождения;
служебные машины со звуковой или световой сигнализацией;
грузовики с предельно разрешенной массой свыше 3,5 т.
Для них обязательно ежегодное техническое освидетельствование (п. 3 ч. 1 ст.15).
На третьей группе ТС остановимся подробнее.
Зависимость сроков ТО от возраста ТС
Для третьей категории ТС сроки техосмотра зависят от времени выпуска машины. К ней относятся следующие виды ТС (ч. 2 ст. 15):
легковые машины;
грузовые авто с разрешенной предельной массой до 3,5 т;
прицепы и полуприцепы;
различные виды мототранспортных средств.
Для данной категории действуют следующие правила:
техосмотр нового автомобиля не проводится в течение первых трех лет (отсчет ведется со дня выпуска);
периодичность контроля автомобилей, возраст которых составляет от 3 до 7 лет, включая и год выпуска, определена в два года;
если же со времени выпуска прошло уже более 7 лет, процедура проведения техосмотра должна быть ежегодной.
Последние поправки
В мае 2018 были приняты существенные поправки к Закону. Они коснулись нескольких норм:
п. 1 ч. 2 – в новой редакции в первые 3 года после выпуска освобождению от процедуры подлежат все легковые автомобили, независимо от массы;
в п. 3 ч. 2 ст. 15 указано, что все прицепы и полуприцепы освобождаются от техосмотра в течение первых 3 лет. Если же их предельная допустимая масса не больше 3,5 т, они вообще не подлежат освидетельствованию (ст. 32 ч. 4);
в отличие от первоначальной редакции, отсчет трех лет ведется со дня выхода машины с конвейера, что позволило требовать прохождения ТО от владельцев подержанных авто, ввезенных из-за рубежа.
Для ТС, указанных в ч. 2 ст. 15, первая процедура ТО должна проводиться до заключения договора ОСАГО.
В течение первых 3 лет за технической исправностью новой машины должен следить ее владелец. Это несложно, так как автосалоны обычно предоставляют на этот срок гарантийное обслуживание.
Владельцы авто имеют право и на внеплановую процедуру контроля, если она требуется, например:
для выезда за границу;
для устранения непредвиденных поломок.
Сроки техосмотра по годам для различных категорий ТС представлены в таблице.
№№ | Категория автомобиля | Сроки техосмотра |
1 | Легковые такси | 6 мес. |
2 | Автобусы | 6 мес. |
3 | Грузовые автомобили, использующиеся для перевозки более 8 пассажиров (без учета водительского места) | 6 мес. |
4 | Специализированные автомобили и прицепы, в которых транспортируют опасные грузы | 6 мес. |
5 | Грузовые автомобили с максимально допустимой массой более 3,5 т | 1 год |
6 | Автомобили со спецсигнализацией | 1 год |
7 | Учебные автомобили | 1 год |
8 | Все легковые авто, выпущенные более 7 лет назад | 1 год |
9 | Грузовые автомобили с разрешенной предельной массой до 3,5 т | 1 год |
10 | Прицепы и полуприцепы, кроме принадлежащих физическим лицам и имеющих максимально допустимую массу до 3,5 т (ч. 4 ст. 32) | 1 год |
11 | Мототранспортные средства | 1 год |
12 | Легковые автомобили, выпущенные от 3 до 7 лет назад | 2 года |
13 | Грузовые автомобили с предельно разрешенной массой до 3,5 т, выпущенные от 3 до 7 лет назад | 2 года |
14 | Прицепы и полуприцепы, выпущенные от 3 до 7 лет назад (за исключением категории, указанной в ч. 4 ст. 32) | 2 года |
15 | Мототранспортные средства, выпущенные от 3 до 7 лет назад | 2 года |
Диагностическая карта (ДК)
Диагностическая карта – документ, который выдается после проверки всех узлов ТС и содержит заключение о его исправности. Новым машинам она не нужна. Карта действует до следующей процедуры ТО. Однако автомобиль должен пройти очередной контроль, пока срок действия диагностической карты не истек. (ч. 5 ст. 15).
Техосмотр для ОСАГО следует пройти до обращения за полисом. Начиная с 2015 года, операторы не могут оформлять страховку, если срок действия диагностической карты ТС истек.
Страховая компания несет полную ответственность за соблюдение законности при оформлении полиса. Если сотрудник организации сомневается в достоверности сведений, указанных в ДК, он обязан проверить их в единой базе ЕАИСТО. Если данные не соответствуют действительности, оформление ОСАГО невозможно.
Особенности выдачи ДК
Обычно новая карта выдается в ходе очередного техосмотра. Бывают случаи, когда за полисом обращаются владельцы авто, срок действия ДК которых заканчивается через день. В этом случае человек вправе настоять на оформлении страховки.
Если автомобиль с действующей ДК продается, то смена владельца не означает необходимости внеплановой процедуры ТО. Повторно проходить осмотр не требуется и в том случае, если ДК утеряна. Автовладельцу выдадут ее дубликат, используя данные из единой базы.
Если в ходе технического контроля были обнаружены какие-либо неисправности, автовладельцу выдается заключение с указанием замечаний. У него есть 21 день для их исправления, после чего все отмеченные узлы проверяются повторно.
В заключении
Все автовладельцы в процессе эксплуатации ТС обязаны соблюдать требования, установленные государством. Так как безопасность на дорогах во многом зависит не только от профессионализма водителя, но и от технического состояния машины, следует регулярно проводить проверку исправности ее механизмов. Нужно также учесть, что в законодательство часто вносятся изменения. Лучше их вовремя отслеживать, чтобы не попадать под штрафные санкции.
Комментарии
Написать комментарий