Как в СССР жили без ОСАГО, ремонтировали машины и выясняли отношения с виновниками аварии

обновлено: 03 март 2023 08:31 Автор:    

Сегодня при ДТП пострадавшие сразу хватают мобильные телефоны. Начинаются звонки в страховую, ГИБДД…Раньше не было ни страховых компаний, ни ОСАГО, а мобильных телефонов и подавно.фото 1

Как же решались все эти вопросы при ДТП, если звонить было некуда? Сейчас без этого никуда – ведь проблему с разбитой машиной нужно решать. И чтобы все хоть как-то более-менее благополучно сложилось, нужно побегать: и в автоинспекцию, и в страховую, и на сервис… 

Игра стоит свеч

В СССР, конечно, машин было на порядок меньше. Причем делили их на две группы – личный и государственный транспорт. Не было никаких ОАО и ООО. Наличие страховки тогда было делом добровольным, а занималась этим всего одна контора – Госстрах. Если взять годы так 70-е, то можно увидеть, что автовладелец Жигулей, заплатив 40 рублей за страховку, мог быть уверен в том, что при уничтожении автомобиля его компенсация составит около 3000 рублей. Столько по тогдашним временам оценивался кузов в сборе.

Интересный факт: при заключении договора приходила уполномоченная на то бабушка, которая совершенно не разбиралась в машинах. И, понятное дело, ничего не осматривала. Причем возраст самого авто значения не имел никакого.

Вот приедет барин – барин нас рассудит…

Тогда термин ДТП еще не был распространен. При аварии участники выходили из машин, сразу прокручивая всевозможные варианты в голове. Если нужна была медицинская помощь, то тормозили проезжающие мимо автомобили и просили их водителей сообщить об этом каким угодно способом, например, доехать до ближайшего поста ГАИ или позвонить по 02 или 03 из какого-нибудь места.

Если страдала только техника, то в этом случае ситуация могла развиваться по разным сценариям.

К примеру, повреждения были незначительны (царапины, сколы, трещины, нарушения целостности фар, дворников и так далее), то тогда виноватому в ДТП предлагалось компенсировать это. Никому не хотелось ждать гаишников, поэтому после короткой перебранки обычно лезли за кошельком и  расплачивались за причиненный ущерб. Если же никто не хотел признавать себя виновным и платить по счетам, то тогда искали возможность вызвать инспектора.

Когда же повреждения машины были серьезными – тут дело без ГАИ не обходилось. Все знали, что страховку без справки о ДТП не выплатят. А с виновника крупную сумму не затребуешь. Тогда еще не практиковалось вышибание денег с жертвы любой ценой. Это пришло несколько позже…   

Хождения по мукам

Дальше пострадавшему приходилось нелегко – ГАИ, Госстрах (если страховка имела место быть), а иногда даже суд – если виновный перехватывал в этой ситуации инициативу. 

Госстрах поначалу объявлял самую низкую сумму компенсации. Поэтому потерпевшему приходилось обращаться туда не единожды, взывая к разуму. Самая большая неприятность заключалась в том, что до оглашения вердикта по аварии никаких ремонтных работ не разрешалось проводить. Но зато эта схема работала всегда!

Все-таки как-то человечнее

Эвакуация – вообще отдельная песня. ГАИ просто тормозили проходящий мимо грузовик, который и тащил разбитую машину до поста. Причем шоферы тогда были намного добрее и даже сами предлагали помощь. С автокранами, конечно же, без гаишников дело не обходилось. А вот с буксировкой обычно помогали таксисты.

Если в аварию попадали на государственной машине, то тогда предлагалось доехать «до базы» и там подремонтировать автомобиль. Там запросто организовывали покраску, сварку и рихтовку, причем быстро и без какой-либо финансовой/бумажной волокиты. Да и не было другого варианта – на фирменную СТО было невозможно попасть, так же как и приобрести какую-то дефицитную запчасть. В этом плане помогал черный рынок Москвы, работающий ночью и периодически меняющий место своей дислокации. От марки машины зависело многое, и везло в этом отношении больше таксистам и госструктурам, которые колесили в основном на престижных волжанках. 

Очень помогали гаражные умельцы, правда, не все имели таких знакомых. Самое главное, что ремонтная ситуация всегда как-то разруливалась. И многие водители ехали за сотни километров, на вазовскую СТО, чтобы там объявить себя пострадавшим в пути транзитником. Их, как правило, ремонтировали вне очереди.

Раньше человеку с открытым капотом и поднятой рукой долго на дороге стоять не приходилось, почти любой проезжающий спешил ему помочь. А сейчас? В крупных городах, такого точно уже не увидишь. 

Читайте также

Эксперты считают, что в 2023-м приобрести новую машину станет легче

Эксперты считают, что в 2023-м приобрести новую машину станет легче

На российском авторынке снижается неопределенность, значит, цены начнут стабилизироваться.

В России отзывают документы на автомобили из параллельного импорта

В некоторых СМИ появилась информация, что теперь запрещено ездить на «параллельных» машинах.

В 2022 году Росстандарт отозвал СБКТС у 10 автомобилей, которые были ввезены на территорию нашей страны физлицами, что автоматически привело к аннулированию электронных ПТС. Здесь сразу становится ясно, что машины вывели из эксплуатации и пользоваться ими уже нельзя. Какие же еще машины находятся в зоне риска и вообще можно что-то сделать, если отозвали документы?

Сроку вам – неделя: Минтранс потребовал от местных властей подготовить велодорожки для использования СИМ

Примерно так – Минтранс требует от местных властей подготовить для использования СИМ инфраструктуру…за несколько дней.

С 1 марта выходит новая редакция правил дорожного движения, и в этой связи Минтранс за неделю до этого срока начал массово рассылать письма регионам: мол, там прописаны новые изменения использования средств индивидуальной мобильности.

Все дорожает – и стоимость владения автомобилем тоже

За год расходы автомобилистов взлетели до неимоверных пределов.
И речь не только о новых автомобилях. Ремонт, запчасти, расходники, стаховка – увеличились на десятки процентов.

Проверить штрафы гибдд

Проверь
штрафы ГИБДД

оплата штрафов

ОНЛАЙН

100% гарантия возврата денег

Проверить штрафы