Порошковая лакокраска по умолчанию считается наиболее надежным защитным покрытием металлических поверхностей кузова автомобиля от воздействий окружающей среды и коррозионных процессов. Заводское ЛКП служит в среднем до 5-10 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации машины, условий ее содержания и обслуживания. Рано или поздно краска травмируется - появляются царапины, микротрещины и сколы, что ведет к развитию очагов коррозии и разрушению металла.
За состояние защитного ЛКП автомобиля необходимо внимательно следить, и, при появлении локальных повреждений, быстро ремонтировать. Однако со временем таких повреждений становится все больше, покрытие «устает», и проблему приходится устранять глобально: полностью перекрашивать кузов авто или обтягивать его декоративной пленкой. Какой из вариантов выбрать – это решение самого автовладельца, однако изначально следует разобраться: что лучше – краска или пленка? В каких случаях необходимо покраска, а когда обтяжка?
Повторная покраска кузова авто
При выборе способа восстановление защитных покрытий кузова автомобиля, необходимо учитывать несколько важных критериев: задачи и возможности нового покрытия, сроки службы, трудоемкость, времязатратность и стоимость работ.
С точки зрения вышеперечисленных параметров, нанесение нового лакокрасочного покрытия – вне конкуренции по «плюсам» и «минусам»: это долговечно и надежно, но сложно, трудоемко и дорого. Да, проблема будет устранена, как минимум, на ближайшие 5 лет (при качественном обслуживании и бережном обращении, можно рассчитывать и на 10 лет). Но, выбирая покраску, автовладелец должен понимать, что за высокое качество и долговечность антикоррозионной защиты придется смириться с множеством сложностей:
- стоимость полной покраски кузова авто «под ключ» - около 100-200 тысяч рублей;
- для выполнения работ необходима профессиональная СТО с оборудованной покрасочной камерой и подготовленными мастерами;
- компьютерный подбор новой краски выполняется специалистами с учетом особенностей старого ЛКП на машине и ее паспортных данных, а также технических параметров RAL.
Важный момент: процесс окраски – это не только нанесение краски на кузов, но и трудоемкий комплекс сервисных подготовительных работ, который включает диагностику кузовных поверхностей, выравнивание и мелкий ремонт повреждений металла, зачистку и шлифовку очагов коррозии, грунтовку поверхностей под покраску. Все навесные элементы кузова должны быть демонтированы, а те, что не демонтируются (поверхности стекол, колеса, бортовая оптика, дверные ручки) – защищены специальной пленкой.
Процесс нанесения ЛКП
Сама процедура покраски выполняется в строгом соблюдении с разработанными технологиями:
- покрасочная камера должна быть герметичной, в ней поддерживаются специальные микроклиматические условия – определенная температура и влажность воздуха;
- используются только профессиональные порошковые автоэмали, которые глубоко проникают в структуру кузовного металла, хорошо сцепляются с ним, быстро сохнут и формируют тонкий, но очень прочный и непроницаемый защитный слой;
- краска наносится роботизированными распылителями в несколько тонких и равномерных слоев краски (до 250 микрон) с паузами для затвердевания каждого слоя;
- на просохшую краску затем наносится финишный «закрепитель» – прочный лак, устойчивый к механическим нагрузкам, перепадам температур, высокой влажности химическим реагентам и солнечному ультрафиолету.
То есть, повторная покраска кузова – очень трудоемкая, высокопрофессиональная и дорогостоящая работа. Зато вы получаете краско-эмалевую защиту, которая по долговечности, надежности и устойчивости совершенно не уступает заводской, а по толщине слоя – даже превышает!
Важно! Полная покраска кузова – работа только для профессионалов с опытом, фирменными расходниками и специализированным оборудованием. Достаточно небольшой ошибки в технологии, невнимательной диагностики или небрежной подготовки автомобильного металла, и вы получите новые проблемы – вздутие ЛКП, просадку грунта, появление трещинок, изменение цвета окрашенной зоны, отслоение лака, либо новые очаги ржавчины.
Обтяжка пленкой
Использование синтетической пленки для обтяжки автомобильного кузова – достаточно практичная и недорогая альтернатива покраске. На сегодняшний день сервисные центры используют два вида пленок:
- Бронировочная – полимерная защитная пленка (глянцевая и глянцево-матовая) с полиуретановой основой (до 200 мкм), которая может наклеиваться как на старое ЛКП, так и на вновь окрашенные кузовные поверхности. Обеспечивает высокий уровень внешней механической защиты на протяжении минимум 5 лет. Для оклейки требуется привлекать профессионалов, сама работа – достаточно трудоемкая, а потому недешевая (до 180 тысяч рублей).
- ПВХ – недорогая и практичная виниловая пленка (до 90 мкм с возможностью растяжения еще на 40%). Не обладает механическими защитными свойствами – используется как декоративное покрытие и для рекламной оклейки коммерческих авто. Тем не менее, дает защиту кузова от царапин, высокой влажности, химических реагентов и коррозии. Чувствителен к погодным условиям, холодам и воздействию ультрафиолета – начинает отслаиваться, трескаться и мутнеть. Качество и долговечность зависят от производителя и цены.
Таким образом, бронировочные пленки можно использовать в качестве замены полноценной окраски кузова авто, но с меньшим сроком годности и меньшими трудозатратами. Винил же решает проблему защиты кузовного металла лишь частично и не более, чем на 3 года. Зато он прост и недорог в нанесении и замене (до 100 тысяч рублей), упрощает регулярный уход за ЛКП, предлагает широкий выбор цветовых решений и оптимален для стайлинга.
Важно! Виниловые пленки после трех лет эксплуатации рекомендуется снимать, так как клей вступает в реакцию с лаковым покрытием кузова под воздействием солнечных лучей. Снимать ее позже будет сложно, на ЛКП автомобиля могут оставаться сложноудаляемые следы или повреждения, а кузовное покрытие потребует тщательной полировки.
Процесс нанесения пленок
Кузовное покрытие перед обтяжкой необходимо:
- очистить от любых загрязнений;
- зачистить от мелких дефектов и слегка загрунтовать;
- обезжирить.
Кузовные элементы не демонтируются – это недостаток технологии, так как под ними могут оказать микроочаги коррозии.
Сама оклейка может быть выполнена и без привлечения профессиональных специалистов (если речь идет и виниле). Необходимы простейшие инструменты, немного опыта и аккуратность. Однако учтите, что поверхности со сложной геометрией оклеить единым пленочным полотном сложно, а лишние куски пленки или разрезы – это места, куда может просачиваться вода, и где будет возникать ржавчина.
Что выбрать?
Как видите, нанесение нового ЛКП на кузов и оклеивание внешних поверхностей авто синтетическими пленками – это две разных технологии, которые нельзя считать равноценной заменой. Речь идет об альтернативе, связанной с имеющимися финансовыми возможностями автовладельца. Кроме того, все варианты имеют свои «плюсы» и «минусы», которые следует знать, выбирая один и способов защиты кузова авто.
В целом, ситуация выглядит следующим образом:
- Повторное окрашивание – это дорогостоящий и трудоемкий ремонт ЛКП, который обеспечит длительную защиту кузова от всех эксплуатационных угроз. Лакокрасочное покрытие восстанавливается до уровня заводского, и о защите металла можно забыть на следующие 10 лет. «Дорого заплатит – и забыл».
- Обтяжка бронировочной пленкой – «полурешение» проблемы защиты: можно защитить автометалл на 5 лет, и немного сэкономить.
- Оклейка виниловой пленкой – абсолютно отдельный бюджетный вариант, который не предполагает серьезной защиты, а является просто эксплуатационно-декоративным решением на ближайшие 3 года.
Важно! Учтите, что обтяжка автокузова любыми пленками – это временная мера: рано или поздно пленку придется снять, заняться ремонтом и полноценной покраской кузова. То есть, экономия здесь сомнительная - отложенная покраска ведет к еще большему механическому и коррозионному повреждению кузовных поверхностей, и стоимость ремонта позже может существенно увеличиться.
В заключении отметим, что кузов автомобиля, даже при максимально бережном обращении и своевременном техобслуживании, рано или поздно потребует обновления защитных покрытий – со временем они истираются, высыхают, повреждаются, трескаются, скалываются, покрываются ржавчиной. Единственный вариант полностью и надолго устранить эту проблему – перекрашивание кузова в специальной покрасочной камере специальными порошковыми красками.
Современные полимерные пленочные материалы, которые предлагаются в качестве альтернативной защиты, имеют право на существование, недороги, практичны и износостойки. Временно защитить кузовной металл они могут, что даст также финансовую экономию и возможность быстро освежить дизайн автомобильного экстерьера. Но альтернатива эта – временная: новое ЛКП по уровню надежности и беспроблемности здесь не имеет конкурентов.