«АвтоВАЗ» спорит с «Москвичом». Весь сыр-бор из-за утильсбора.
Всем известно, что утильсбор платится со всех машин. Это своего рода защитная мера, которую ввели, когда наша страна вступила в ВТО и была обязана понизить таможенные пошлины, которые теперь составляют 15%.
Утильсбор берут со всех автомобилей, но компенсация идет именно местным производителям, причем с высокой степенью локализации. И это не какие-то возвращенные денежные средства, а серьезные субсидии производителям автомобилей на компенсацию части промышленных затрат.
Чего добивается АвтоВАЗ
В Тольятти выступают за льготы для предприятий полного цикла и хотят, чтобы утильсбор повысили (всего ничего!) в два раза. Максим Соколов, глава АвтоВАЗа, так комментирует это: «Когда ввозимые в Россию машины стоили 1 000 000 – 1 500 000, 170 000 утильсбора были для них существенным стоп-фактором, ведь это составляло 10-15% от цены. Поскольку сейчас цены на автомобили значительно выросли, то эта сумма запросто теряется и можно везти из-за кордона все, что душе угодно. Либо вообще собирать крупноузловым способом, не парясь о глобальной локализации».
Причем Максим Соколов уверен в том, что остальные заводы декларируют планы по локализации, а на деле просто пытаются создать для себя более выгодные условия. Так недалеко и до отверточной сборки скатиться.
Для этого и нужно повышение утильсбора – чтобы в выигрыше были не все.
Что хочет Москвич
Им нужен 100% гарантированный возврат от утильсбора для всех заводов. Со своей стороны они обязуются реинвестировать эти денежные средства, чтобы расширять собственное производство.
GR-директор завода Татьяна Редько так высказала свою точку зрения: «Вопрос о 100% возврате от утильсбора важен для нас, чтобы хоть как-то покрыть дефицит ресурсов».
На чьей стороне правда
Понятно, что правда у каждого своя и без господдержки никто долго не протянет.
«АвтоВАЗ» не зря боится захвата рынка китайскими производителями – ведь «китайцы» уверенно наступают, и хоть это автомобили другой ценовой категории, но каждая проданная из них – еще одна упущенная возможность для «АвтоВАЗа».
Тем более у них предстоит запуск производства на заводе Nissan, который теперь переименовали в Лада Санкт-Петербург. И выпускать там будут «китайцев» под логотипом Лада. Так что придется побороться.
«Москвичу» же нужны огромные денежные ресурсы, ведь даже на локализацию Москвича-3 было затрачено очень много. А они собираются выпускать новые модели в этом году, и конкуренция здесь предстоит не только с Ладой, но и со все теми же «китайцами».
И «АвтоВАЗу», и «Москвичу» придется конкурировать с «нашими китайцами» – это Haval тульской сборки, Evolute, Kaiyi и другими моделями Автотора.
Получается, что вроде бы место освободилось от производителей «оттуда», но и за него нужно побороться. Нам с вами, в сущности, все равно, каким будет размер утильсбора и как его будут компенсировать нашим заводам. Главное, чтобы цены не росли. Но это не наша с вами забота, об этом должен думать Минпромторг, который является ключевой госструктурой в автопроизводстве.
Ну а дальше несложно догадаться, что под раздачу попадет параллельный импорт. Так что если собираетесь приобрести автомобиль из числа ввозимых по альтернативным путям – не думайте долго, а сразу берите. Как говорится, на других надейся, а сам не плошай!