- Законодательство: нужно ли переоформлять замененный двигатель?
- Оформление замены двигателя: пошаговая инструкция
- Новый идентичный двигатель
- Контрактный ДВС
- Движок с другими характеристиками
- Нужны ли документы на новый двигатель
- Как проверяют замену двигателя сотрудники ГИБДД
- Экспертное мнение - советы редакции
Замена двигателя в автомобиле – крайне серьезный и сложный ремонт, который требуется в исключительных случаях. Автовладельцы стараются максимально продлить срок службы силовой установки за счет регулярного техобслуживания машины, своевременной замены вспомогательных узлов и расходных материалов. Но любой автомотор – это металл, который имеет свой ресурс (указывается автопроизводителем в паспорте транспортного средства), и, рано или поздно, наступает время замены мотора.
Это необходимо в случаях, когда:
- вы не хотите менять авто или не успели его продать вовремя, но полностью вышел из строя;
- дальнейший ремонт движка слишком дорог или нерентабелен;
- появилось желание тюнинговать авто или увеличить его характеристики.
Процедура замена двигателя сложна технически, но есть еще и юридическая сторона вопроса: силовая установка – номерная деталь с уникальным идентификатором (размещен на блоке цилиндров), является элементом системы защиты транспортных средств от угона и несанкционированных конструктивных изменений.
Поэтому номер движка указывается в документах на машину, сверяется сотрудниками ГИБДД при проведении любых регистрационных действий, и, следовательно, требует правильного оформления при замене для соблюдения законодательных требований. Однако переоформление данных на новый ДВС касается не всех автовладельцев – это требование применяется в зависимости от ситуации.
Законодательство: нужно ли переоформлять замененный двигатель?
С 2011 году МВД России отменило «номерной статус» двигателя авто. Номер перестали указывать в СТС транспортных средств, а требование обязательного оформления нового движка в МРЭО потеряло актуальность. Нововведение моментально создало проблемы для ГИБДД с розыском угнанных машин и усложнило регистрацию автомобилей с замененными из-за износа моторами.
Поэтому в 2017-2018 годах МВД частично пересмотрело свое решение: теперь, согласно ФЗ №283 и ПП №1764, номер ДВС обязательно сверяется при проведении регистрационных действий в ГИБДД. Если номер на движке и в ПТС не совпадут – в постановке авто на учет будет отказано.
Таким образом, двигатель автомобиля на сегодня:
- не считается номерным агрегатом, и может быть заменен по необходимости;
- при замене должен быть вписан в документы авто, так как проходит сверку при регистрационных действиях ГИБДД;
- внесение данных о новом ДВС в документы авто выполняется по упрощенной процедуре.
То есть, заменить мотор на машине вы можете без ограничений, но желательно затем обратиться в отдел ГИБДД, согласовать новые номера силовой установки и вписать их в ПТС. Если не внести новые данные в документы, вы рискуете получить отказ в перерегистрации транспортного средства.
Однако все просто и прозрачно только в теории. При замене старого движка на новый с теми же конструкционными и техническими характеристиками (полный аналог), сотрудники ГИБДД действительно просто изменят в документах номера агрегата (п.52, ПП №1764). Установка мотора с другими параметрами признается конструктивным изменением, требует более сложной процедуры переоформления и усложняет регистрацию транспортного средства.
Причем, сама процедура регистрации конструктивных изменений может еще и отличаться в разных регионах РФ, сокрытие факта установки нового движка с измененными характеристиками грозит штрафными санкциями и отменой сделки купли-продажи авто, если вы не предупредили покупателя о скрытых изменениях.
Оформление замены двигателя: пошаговая инструкция
Замена старого ДВС на аналогичный новый проста и состоит из нескольких несложных шагов:
- Покупка нового двигателя у проверенного продавца.
- Получение от продавца и проверка пакета документов на силовую установку.
- Замена мотора в сертифицированном сервисном центре (+официальные документы на ремонт).
На этом все. Изменения в документы (ПТС) потребуются позже – при необходимости проведения регистрационных действий (например, снятие машины с учета, продажа, обмен, дарение, наследование, раздел имущества при разводе и т.п.). Сотрудники ГИБДД сверят документы на новый двигатель с номерами на корпусе агрегата и внесут информацию в базу данных ГИБДД и ПТС. Стоимость такой услуги стандартно – 350 рублей.
Важно! Обязательно сохранит документы на покупку и замену ДВС (паспорта деталей, квитанции, чеки, договора и т.п.) – они понадобятся в ГИБДД. Новые номера вносятся только в ПТС (в СТС изменения не вносятся).
Новый идентичный двигатель
Наиболее простая процедура перерегистрации – именно под новый мотор, который куплен у производителя, дилера или сертифицированного продавца. Полный пакет документов, гарантия «чистоты», максимальное соответствие параметрам авто и оптимальная совместимость.
Никакого разрешения на замену ДВС в этом случае от ГИБДД не нужно – можно сразу устанавливать его на машину и спокойно эксплуатировать ее до момента проведения регистрационных действий. Главное – иметь при себе все необходимые документы и получить комплект документов от СТО.
Контрактный ДВС
Это не оригинальные, но обычно совместимые силовые установки. Они дешевле, более доступны, но не идеальны и менее надежны. Обычно такие моторы завозятся из-за границы, и сотрудники ГИБДД могут потребовать не только всю техническую документацию на сам узел, но и таможенную декларацию.
Если вопросов к самой модели движка нет, то процедура регистрации будет идентичной процедуре регистрации при замене на новый мотор: установка и внесение новых данных в ПТС только при проведении последующих регистрационных действий. Если же выбранная модель – не идеальна, придется собирать документы и проводить дополнительные экспертизы.
Движок с другими характеристиками
Если движок имеет характеристики, отличные от старого мотора, то до замены необходимо получить в Госавтоинспекции разрешение на конструктивные изменения (Приказ МВД №950). Установка другого по параметрам ДВС – это изменение конструктива и уровня надежности транспортного средства.
Если от вас требуются дополнительные процедуры по переоформлению нового двигателя на автомобиле, необходимо будет подать заявление на замену в ГИБДД (бланк – на сайте МВД). В заявке следует указать личные данные, информацию об авто (+VIN), перечень конструктивных изменений. Затем сотрудник ГИБДД должен вписать в документ свою резолюцию.
Замена такого мотора разрешена только в условиях сертифицированного сервисного центра, где вам выдадут соответствующие документы и гарантии на выполненный ремонт (копии лицензии СТО, сертификаты, декларацию).
После замены агрегата следует провести техосмотр автомобиля с целью проверки работоспособности нового узла и получить диагностическую карту. Только после этого вы сможете передать пакет документов в ГИБДД для оформления выполненной конструктивной модификации и регистрации. Также провести сверку документов и зарегистрировать модификацию ТС могут специалисты Ростехнадзора (имеют право внести изменения в ПТС и СТС).
Специалисты авторынка рекомендуют предварительно проконсультироваться с экспертами о выборе оптимальной для вашего автомобиля модели ДВС и получить письменное экспертное заключение, чтобы доказать отсутствие конструктивных изменений, сократить сроки переоформления модификации или избежать отказа ГИБДД. Протоколы технической экспертизы и полный пакет документов на новых движок и его установку – обязательны для предоставления.
Сроки переоформления и стоимость услуг зависят от характеристик авто и нового ДВС. На внесение изменений конструктива и перерегистрации может потребоваться до 2 недель, плюс - дополнительно придется уплатить пошлину в размере 800 рублей за регистрацию нового мотора.
Имейте в виду! Любой отказ ГИБДД в регистрации авто с замененным ДВС должен быть в письменном виде с четкой аргументацией действий Госавтоинспекции. Этот документ может затем понадобиться вам при обращении в суд за обжалованием.
Нужны ли документы на новый двигатель
Документы на новый ДВС нужны обязательно! И не имеет значения, какой двигатель вы выбрали для замены – оригинальный, контрактный, идентичный или более мощный по характеристикам, новый или подержанный.
- Новый аналог – самое простое и рациональное решение, которое не требует сложных регистрационных процедур. Но паспорт детали, сертификаты, квитанции и чеки необходимы, чтобы сотрудники ГИБДД могли сверить установленную деталь с документами и ее совместимость с машиной.
- Подержанная силовая установка – вариант более проблемный. Он требует серьезного отношения к покупке: совпадение номеров, чистота узла, исправность, уровень износа. Желательны получить от продавца все необходимые документы (в том числе, копии контактов, таможенных деклараций, договоров и т.п.).
- Контактный движок – желательно приобретать с родным блоком управления и проводкой, а также с полным комплектом документов. Главное, чтобы такой ДВС оказался совместимым и не потребовал внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
- С другими характеристиками – документы и подтверждение совместимости нужны обязательно. Обязательно нужно иметь одобрение сертификаторов и желательно - протокол независимой экспертизы с компетентных заключением о последствиях установки такого мотора.
Имейте в виду! Идентичный мотор для вашего авто должен совпадать по всему спектру технических характеристик! Достаточно незначительного отличия по рабочему объему или экологическому классу, чтобы сотрудники ГИБДД отправили вас на техэкспертизу и переоформление конструктивных изменений.
Поэтому, независимо от выбранного вами варианта замены ДВС, обязательно соберите на него все важные документы. Это упростит процедуру регистрации изменений в ПТС, сократит время на переоформление модификаций (или подтвердит их отсутствие), а заодно сбережет ваши нервы и деньги.
Кроме того, важно, чтобы новый силовой агрегат:
- Был максимально близок по техническим параметрам к старому (или полностью идентичным). Это исключит факт внесения конструктивных изменений и упростит регистрационные процедуры (можно сразу ехать на СТО и менять).
- Имел максимально четко читаемый номер на корпусе. Этот избавит вас от отказа в перерегистрации и необходимости проведения дополнительных экспертиз.
- Оказался гарантированно «чистым. Если при проверке в ГИБДД обнаружится, что он снят с угнанного авто, вы можете оказаться в центре расследования, а движок конфискуют.
Кроме того, важно, чтобы замена ДВС была произведена в сертифицированном сервисном центре. Документы, которые затем предоставят его сотрудники (в том числе, сертификаты и лицензии), существенно упростят проверку качества ремонта и исключат дополнительные технические экспертизы.
Как проверяют замену двигателя сотрудники ГИБДД
Согласно п.52 Приказа №1764, автоинспекторы должны осмотреть автомобиль и внести данные нового движка в реестр МВД и паспорт машины. Такая простая процедура действует в случаях, когда на авто установлен полностью новый или подержанный ДВС с полностью идентичными характеристиками по ПТС.
Никакие дополнительные документы и действия не требуются. Перерегистрация проводится по необходимости после ремонта (продажа, дарение, наследование) – без нее машина может свободно и законно эксплуатироваться владельцам неограниченное время. Переоформлять транспортное средство может и новый владелец: главное, иметь все документы на новую силовую установку.
Сотрудники Госавтоинспекции могут только дополнительно проверить «чистоту» мотора (владельцу желательно иметь договора и чеки от продавца). Измененные данные вносятся в ПТС, СТС выдается полностью новое.
Простая сверка номера ДВС представляет собой сверку кода (цифры означают модель, серию движков, объем и уникальный серийный номер детали). Код модели авто и номер мотора должны соответствовать указанному в ПТС или быть совместимыми по серии двигателей и модели.
Проблемы могут возникнуть если серия двигателей и модель авто несовместимы, либо свидетельствуют об установке нового оборудования, которое вносит конструктивные изменения в транспортное средство. Если эти изменения заранее согласованы, процедура будет типовая – внесение данных в базу МВД и ПТС. Если нет – авто может быть отправлено на штрафстоянку, а владелец оштрафован.
Важно! На контрактные движки (даже идентичные) госавтоинспекторы могут потребовать официальную декларацию на легальный ввоз детали в страну.
Экспертное мнение - советы редакции
Есть несколько дополнительных нюансов, которые следует знать каждому автовладельцу, который меняет ДВС на своей машине:
- Если мотор меняется на неаналогичный, и вы не хотите регистрировать внесение изменений в конструкцию транспортного средства, можно просто свериться с «Каталогом изделий», в котором перечислены все адаптивные узлы и детали, которые совместимы с моделью вашего авто, не вносят конструктивных изменений и не требуют получения дополнительных разрешений (п.77 Приказа №1764).
- На все приобретаемые двигатели (даже идентичные и новые) обязательно требуйте полный пакет документов.
- Обязательно проверяйте перед покупкой ДВС, не находится ли он в розыске. Проверить двигатель можно по номеру на сайте ГИБДД. Аналогичную проверку произведите перед перерегистрацией машины – данные могут попасть в базу МВД и после покупки силовой установки.
Еще один нюанс, который упускают автовладельцы – обязательность утилизации старого мотора после замены. Это необходимо сделать, если вы ввезли новый ДВС из-за границы. После того, как он будет установлен на машину, старую установку утилизируют специалисты СТО, а вам необходимо заплатить утилизационный сбор. Документ предоставляется в ГИБДД при переоформлении транспортного средства.
В заключении отметим, что замена двигателя на автомобиле разрешена без ограничений – можно установить новый или подержанный движок с аналогичными или более продвинутыми характеристиками, а также купить контрактный мотор. Закон разрешает замену и не требует его обязательной регистрации (неномерная деталь).
Однако характеристики и номер силовой установки имеют значение при проведении регистрационных действий в ГИБДД. Сотрудники Госавтоинспекции должны сверить номер и характеристики узла, чтобы внести их в базу данных и ПТС.
Если вы устанавливаете новый или подержанный двигатель с аналогичными характеристиками – никаких процедур не требуется. Просто нужно иметь документы на ДВС, гарантировать его «чистоту» и получить документы от сертифицированного СТО. Переоформление понадобится только при перерегистрации автомобиля.
Если движок – контрактный и ввезен из-за границы, но идентичен старому мотору, дополнительно необходимо будет предоставить в ГИБДД таможенную декларацию. А вот если силовая установка (новая, подержанная или контрактная) имеет отличные характеристики, требуется либо подтвердить, что ее установка не изменяет конструктива машины, либо получить разрешение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства. В этом случае придется доплатить не только за внесение изменений в ПТС, но и за разрешение на модификацию и технические экспертизы.