Моторное масло во всех типах двигателей внутреннего сгорания выполняет две задачи – оно смазывает трущиеся пары механизмов и «промывает» рабочие полости ДВС от грязи, нагара и окислов. При использовании некачественного масла или при несвоевременной его замене движок быстро изнашивается и выходит из строя.
Поэтому своевременная замена отработанного масла в двигателе – обязательная сервисная процедура, которую каждый автомобиль должен проходить во время регламентного технического обслуживания. Технически она проста, но есть некоторые важные моменты, которые автовладельцам следует знать.
Как поменять масло в двигателе: пошаговая инструкция
Процесс замены моторного масла в автомобилях имеет свои правила и строгую пошаговую последовательность.
Подготовительный этап
Необходимо купить масло соответствующей марки и производителя (с запасом как минимум на 1 литр), а также новый масляный фильтр требуемой вам маркировки (проверяется по каталогу комплектующих) и уплотнитель сливной пробки.
Для замены необходим комплект инструментов – универсальные или динамометрические ключи и плоские отвертки, трещотка с торцевыми головками, съемник маслофильтра, воронка, канистра на 5 литров для слива отработки, фонарик, силиконовая смазка, резиновые перчатки и ветошь.
Сливать масло лучше на автомобильной эстакаде или ремонтно-смотровой яме, что дает удобный доступ к днищу авто. При отсутствии этих приспособлений, зафиксируйте авто тормозным ручником, подоприте задние колеса стопорными башмаками, а передок приподнимите домкратом.
Слив отработанного масла
Чтобы полностью и без остатка слить старое моторное масло, необходимо увеличить его текучесть, то есть, разогреть. Прогрейте двигатель на холостом ходу до +90+95°С в течение 10-15 минут. Затем открутите заливную пробку под капотом и вытяните из бака щуп.
Опускайтесь под машину, установите пустую канистру под сливное отверстие картера движка, аккуратно открутите сливную пробку и резко уберите ее от отверстия. Масло начнет сливаться, и слив будет продолжаться около 10 минут. После этого сверху залейте до 300 грамм нового масла – оно промоет смазочные каналы от остатков отработки и сольется внизу в канистру.
Важно! Если после такой «микропромывки» масло останется темным, но прозрачным – двигатель чист. Если помутнеет, и в нем появятся мелкие частички грязи – мотор придется полностью промыть перед новой заливкой.
Замена масляного фильтра
Если фильтр менялся недавно, его нужно просто выкрутить из посадочного гнезда (ключ-съемник), слить остатки старого масла, нанести на штуцер фильтра силикон, вернуть его в гнездо и плотно закрутить. Если фильтр меняется на новый, необходимо выполнить те же действия.
Важно! Сервисные мастера рекомендуют менять маслофильтр при каждой замене моторного масла, независимо от его рабочего состояния. Кроме того, перед установкой не нужно заливать в фильтр новое масло (кроме моделей с верхней резьбой) – в штуцере может образоваться случайная воздушная пробка.
Заливка нового масла
Перед заливкой новой порции масла в картер, необходимо сначала закрутить на днище сливную пробку, установив в нее свежий уплотнительный контур (либо полностью заменить всю пробку на новую).
В горловину под капотом необходимо вставить воронку и начать медленно заливать масло. Первый залив – до 80% требуемого объема (проверяется щупом). Затем нужно запустить двигатель и убедиться, что давление в системе стабилизировалось - на приборной панели должен погаснуть масляный индикатор («масленка»). После этого следует обязательно проверить герметичность сливной пробки и фильтра - не должно быть никаких протечек.
Последняя фаза: доливка масла до «максимума». Глушите мотор, даете в течение 5 минут стечь маслу в картер и медленно доливаете масло в горловину, проверяя уровень щупом (средняя метка – не более!) либо по показателям маслодатчика. Затем подождите несколько минут, последний раз проверьте щупом уровень заливки и заверните крышку горловины масляного бачка.
Важно! Перелив масла опасен не менее, чем недолив – недостаток и переизбыток давления масла в системе могут вывести из строя уплотнители маслотоков.
Промывка двигателя
Промывать маслотоки двигателя необходимо в нескольких случаях – если ваше авто используется в экстремальных условиях или городском цикле (двигатель быстро загрязняется на сложных режима работы), если вы купили машину с неопределенной сервисной историей (непонятно - когда, как и какое масло заливалось), либо при переходе с минерального на синтетическое масло.
Принимать решение о промывке должен мастер на СТО, который проводит плановую диагностику ДВС. Он же предлагает необходимый тип промывки:
- промывочное масло – минеральное масло с высоким содержанием промывочных присадок, которое заливается вместо отработанного, после чего тоже меняется на эксплуатационное масло;
- «пятиминутку» - чистящую присадку, которая добавляется в старое масло, а затем сливается вместе с ним;
- жесткую промывку – долговременно действующую присадку с агрессивным составом, которая заливается в старое масло, «работает» в течение пробега на следующие 100 км, а затем сливается с отработкой.
Оптимальный выбор – промывочное масло. Оно экологично, щадяще действует на металл деталей мотора и мягко удаляет все загрязнения. Промывочные присадки более токсичны и агрессивны – они очищают быстрее, но сильно въедаются в металлические поверхности.
Важно! Если вы – единственный владелец автомобиля, используете только качественные масла и своевременно заменяете их, то промывать ДВС обычно не нужно.
Как часто необходимо менять масло
Каждый автомобиль имеет свои стандартные сроки замены моторного масла, рекомендованные производителем. Стандартный период эксплуатации – максимум 15 тысяч километров. Однако эти сроки могут изменяться в зависимости от конструктивных особенностей мотора, режимов эксплуатации и нагрузок, манеры вождения, качества технических жидкостей и периодичности их замены.
Каждое моторное масло, в свою очередь, также имеет свои сроки годности и требования по эксплуатационным нагрузкам. Но и на них влияют возраст авто, пробег, езда в городском цикле или по бездорожью, уровень нагрузок, климатические и экологические изменения.
Специалисты ремонта рекомендуют: если вы хотите максимально защитить ДВС своего авто от износа и продлить срок его службы – меняйте масло вдвое чаще, чем рекомендуется автопроизводителями и брендами моторных масел. Параллельно следует менять маслофильтры. Особенно важно это, если вы используете масло, которое не рекомендовано вашему авто.
Советы по замене масла: рекомендации Driver-Helper
- Лучший вариант: всегда пользоваться только одним типом моторного масла от производителя, который рекомендован к использованию автопроизводителем. Рекомендованные марки масел и их физико-химические характеристики (тип, вязкость, качество API) обычно указываются в сервисной карте транспортного средства.
- Если авто эксплуатируется в сложном климате, экстремальных дорожных и технических условиях, лучше всего сократить период между регламентными сервисными работами вдвое (замена масла – каждые 5-7 тысяч километров пробега).
- Всегда следите за качеством заливаемого топлива, масла и технических жидкостей, не устанавливайте нештатные маслофильтры – это ускоряет износ ДВС.
- Старайтесь как можно реже использовать антикислотные присадки к моторным маслам – их используются только в низкокачественном масле для снижения кислотности. Присадки изменяют вязкость и щелочное число масла, что ускоренно разрушает металл движка.
- Масло покупайте только у проверенных продавцов, которые гарантируют оригинальность предлагаемых технических жидкостей (сертификаты, паспорта товара). Подделки под известные бренды опасны и их воздействие на состояние мотора может оказаться фатальным.
- К промывке движка следует относиться осторожно и соглашаться на нее рекомендуется только после проведения диагностики состояния ДВС по рекомендации профессионалов СТО. Если соглашаетесь на промывку – выбирайте промывочные масла, которые экологичнее и безопаснее химических жидкостей.
- Всегда контролируйте уровень масло в картере: масляный голод, как и перелив опасны для механизмов силовой установки. Проверку щупом следует выполнять каждые 2-3 км пробега. В новых авто информацию по уровню масла в режиме реального времени выдает бортовой датчик.
- Отработанное моторное масло нельзя использовать повторно или выливать в землю – его необходимо утилизировать только через специальные компании или на СТО.
Наконец, заменив масло в двигателе, обязательно зафиксируйте эту дату в памяти или документах. Очень важно соблюдать сроки замены, так как длительное использование отработки – это повышение кислотности и вредное воздействие на металлические детали движка.