Большинство автомобилей, выпущенных 3-5 лет назад, в среднем имеют пробег до 30-70 тысяч километров. В то же время, на вторичном рынке можно встретить машины, имеющие возраст 7-10 лет, но по показаниям одометра, их пробег может составлять не более 100 тысяч километров. Эта странность объясняется двояко: либо машина мало эксплуатировалась (технические состояние мотора, кузова и обивки салона может подтвердить это), либо показания счетчиков пробега были намеренно изменены.
Зачем нужна проверка одометра?
Причиной «скручивания» пробега на одометре несколько:
1. Автовладелец хочет скрыть износ автомобиля, чтобы продать его дороже. По статистике, примерно половина продаваемых на вторичном рынке транспортных средств имеет скрученный пробег (показания уменьшаются обычно на 30-50 тыс. км).
2. Владелец хочет продать машину быстрее. При идентичности цены на авто, покупатель всегда выбирает ту машину, которая «моложе» и имеет меньший пробег, то есть, менее изношена.
Покупатель, который не обращает внимания на соответствие пробега реальным данным, рискует или купить сильно «уставший» автомобиль (потом ремонты сведут к нулю скидку в цене), или переплатить за искаженную амортизацию машины. Не хотите приобрести проблемы, проверяйте точность пробега на авто которое намерены купить!
Несколько способов проверить скрученный пробег
Способов, позволяющих проверить наличие скрученного пробега на механических или электромеханических одометрах, несколько, но лучше, чтобы проверку провел опытных сервисный мастер. Впрочем, некоторые способы доступны любому автолюбителю.
Проверка документов
Один из способов определения правильности показаний одометра – данные из сервисной книжки. Записи в этом документе включают информацию о пробеге при каждом техобслуживании. Если записи будут сильно отличаться от реальных показаний прибора, значит, либо информация в книжке была исправлена, либо был скручен одометр.
С другой стороны, понять, был ли скручен пробег, только по документам не получится. Потому что автовладелец, который позаботился о скручивании показаний, скорее всего, позаботился и об исправлении в сервисной книжке. Иногда продавцы даже делают такие документы «с нуля». И доверять лучше не сервисным книжкам, а наряд-заказам на выполнение конкретных работ на СТО.
Визуальный осмотр
Во время процедуры визуального осмотра стоит обращать внимание на следующие детали:
- Приборная панель и электронные схемы. Признаками снятия и скручивания одометра могут стать следы демонтажа (стертый лак и царапины на металле).
- Тормозные диски. Их износ – один из основных показателей пробега. Средний срок службы деталей – 80–120 тысяч км. Если пробег теоретически не превышает 50-60 тыс. км, а диски сильно изношены или заменены новыми — стоит насторожиться.
- Шины. Летняя и зимняя резина служит в среднем не больше 50000 км или 4–5 сезонов. Поэтому автомобиль, который проехал меньшее расстояние и прослужил не больше пяти лет, должен быть с еще заводскими покрышками.
- Лобовое стекло и кузов. Если по пробегу машина должна быть еще почти новая, на этих элементах не должно быть много царапин и сколов. Также стоит обратить внимание на год выпуска стекол (обычно указывается в маркировке).
- Обивка салона. Пробег можно определить и по степени износа покрытия салона. Внимание стоит уделить рулю, на котором примерно через 50 тысяч км появляются потертости, а через 100 – трещины.
У визуального осмотра есть определенные недостатки. Элементы, по которым можно определить подлинный пробег, перед продажей могут быть заменены на новые или восстановлены. На дорогих и качественных машинах признаки износа деталей вообще появляются позже, чем обычно, так как использованы более качественные материалы.
Диагностика в автосервисе
Еще один способ проверки – диагностика в специальном автосервисе. Опытный автомеханик может обнаружить соответствие состояния большинства деталей и общего технического состояния машины показаниям спидометра.
У современных автомобилей с электронными спидометром и одометром пройденное расстояние фиксируется в блоках управления сразу нескольких узлов и агрегатов. Например, в ЭБУ сохраняются логи – отчеты о работе и все отклонения от нормы, которые можно обнаружить с помощью специального оборудования. И, если данные в ЭБУ и на одометре расходятся, следовательно, пробег был скручен. То же самое показывает и отсутствие информации в логах, которые могут быть стерты продавцом.
У этого способа есть несколько недостатков: не все специалисты могут увидеть следы качественно скрученного пробега (определяются по косвенным признакам), в большинстве автосервисов применяют универсальные и не слишком эффективные для поиска следов скручивания сканеры.
Проверка на специальных сайтах
Найти информацию о пробеге можно на некоторых специализированных сайтах (Госуслуги, ГИБДД, ресурсы сбора данных от автодилеров). Есть такие данные и на сервисе avtokod.mos.ru - в честности, даты прохождения техосмотров автомобилей, зарегистрированных в Москве и МО. Для каждой машины обычно указывается реальный пробег.
Для того чтобы определить скрученный пробег, можно также воспользоваться услугами платных ресурсов. К сожалению, они, как и бесплатные, не дают 100%-ной гарантии точности предоставленных данных.
- Можно ли доверять данным о пробеге в документах на машину?
Если данные о пробеге авто в документах машины указаны официальным дилером или специалистами легального СТО, обычно они достоверны. Но следует помнить, что изменить километраж в паспорте автомобиля можно. Поэтому не следует руководствоваться только этой информацией - необходим тщательный осмотр состояния машины и диагностика основных узлов.
- Машина выглядит изношенной при маленьком пробеге. Он 100% скручен?
Износ автомобиля может быть связан не только с пробегом, но и с условиями эксплуатации и обслуживания. Поэтому прямой зависимости от пробега тут нет. Но если будут сильно изношена ходовая, тормозная системы и элементы салона то, скорее всего, да - причина износа в пробеге.
- Существуют ли бесплатные сервисы проверки пробега?
Таких сервисов много. Наиболее популярные из них:
- Сайт ГИБДД. РФ - проверка по VIN;
- VIN 01 - полная информация про авто по государственному и VIN-номеру;.
- AUTOINS.RU (сайт Российского Союза Автостраховщиков РСА) - проверка наличия ОСАГО по госномеру и VIN;
- Сайт Федеральной службы судебных приставов (ФССП) - проверка регистрации и техосмотра по владельцу машины;
- ЯНДЕКС (поисковик) - проверка любых упоминаний авто в Сети по госномеру, VIN, ФИО владельца, номеру кузова и двигателя.
- НОМЕРОГРАМ - молодой поисковой ресурс, дающий проверку любых упоминаний авто в Интернете по госномеру;
- AVINFOBOT - информационный агрегатор информации в Сети (бесплатный тестовый период).
- Думаю что купил авто со смотанным пробегом, могу ли я отказаться от покупки вернуть деньги?
По закону это возможно. Согласно ГК (статья 29), пробег является одной из важнейших характеристик автомобиля, которая влияет на цену. Если пробег скручен, значит, продавец пытался скрыть оригинальные характеристики товара и совершил мошенничество. Договор можно расторгнуть. Но чаще всего, дело решается только в суде, и покупателю придется самостоятельно доказать, что пробег был скручен предыдущим хозяином, и сделано это было сознательно.