Безопасность дорожного движения – широкий комплекс мероприятий, в который вовлечены все слои общества: государство, профильные министерства, автопроизводители, инженерные специалисты, водители и пешеходы. Но если государственные стратегии и меры по БДД – явление опосредованное и часто – чисто теоретическое, то непосредственные участники дорожного движения влияют на дорожную безопасность напрямую, практически и ежедневно.
В первую очередь, обеспечивать высокий уровень безопасности на дорогах активно должны водители – они управляют транспортными средствами, которые считаются потенциально опасными машинами.
Поэтому знание основ безопасности, практические навыки вождения и четкое соблюдение ПДД автомобилистами всегда будет стоять первым пунктом в любой программе БДД. Основы дорожной безопасности изучаются в автошколах на теоретическом уровне, а затем водители постигают их в реальных условиях. Умение использовать знания на практике – важное условие БДД.
Основные понятия
Для достижения высокого профессионального уровня и умения избегать опасных ситуаций на дороге, водители должны хорошо знать ряд важных правил и понятий БДД чтобы эффективно применять их в любой момент. К таким основным понятиям относятся:
Остановочный путь
Это расстояние, пройденное ТС с момента обнаружения препятствия до полной остановки. Чтобы такой путь оказался минимальным, необходима хорошая реакция водителя и исправный автомобиль. Для этого водители раз в 5 лет проходят профессиональные аттестации и регулярно медицинские осмотры, а машины – ежегодный техосмотр. В теории остановочный путь складывается из двух составляющих: времени реакции водителя + тормозного пути.
Время реакции водителя
Это время, которое необходимо водителю с момента обнаружения на дороге опасного препятствия до начал его действий по уклонению от столкновения. Чем это время короче, тем выше шансы избежать ДТП, и зависит оно, в первую очередь, от физического состояния (уровня усталости и самочувствия), уровня зрения, опыта и скорости психических реакций человека.
Стандартное время реакции здорового и не усталого водителя – в пределах 1.5 секунд. Однако, если человек находится за рулем долго и не делает перерывов, не совсем здоров, пьян или рассеян, его реакции замедляются, а значит, растет остановочный путь и риск ДТП. Увеличение времени реакции водителя на 1 секунду – это лишние 25 метров пути на скорости до 90 км/час.
Кроме состояния водителя на время его реакции воздействуют также погодные (дождь, снег, ночь) и дорожные условия (плохая видимость, слабое освещение, заграждающие видимость объекты у дороги и т.д.), а также дополнительные обстоятельства (водителя отвлекают пассажиры, звонок по мобильному, изучение информации на панели приборов и т.п.).
Тормозной путь
Это расстояние, которое автомобиль проезжает с момента начала торможения до полной остановки. На его протяженность влияет время водительской реакции, состояние транспортного средства (скорость и масса авто, исправность тормозов и износ автопокрышек), дорожные и погодные условия:
- скорость должна соответствовать скорости основного транспортного потока, при маневрах – ниже, но всегда – без превышений на конкретном участке дороги;
- чем больше масса авто, тем сильнее нагрузка на тормоза, тем меньше сила трения колодок – тормозной путь увеличивается;
- оптимальное торможение без заноса – на грани блокировки колес (обычно срабатывает АБС), а на наклонном покрытии – двигателем или пониженной передачей;
- не изношенные покрышки лучше сцепляются с дорогой (даже мокрой и скользкой) и исключают занос на скользком покрытии;
- состояние проезжей части важно – с его учетом следует регулировать скорость и алгоритмы торможения, чтобы избежать движения юзом или заноса.
Важно! При своевременной реакции водителя и адекватном тормозном пути, остановочный путь будет коротким, что позволит избежать столкновения с препятствием на дороге. При несвоевременной реакции водителя или увеличенном тормозном пути, остановочный путь может оказаться критически длиннее расстояния до препятствия. Поэтому всегда следует соблюдать дистанцию от движущихся автомобилей и стараться среагировать на опасность с опережением.
Видимость и движение автомобиля
Стоит отметить, что существует еще ряд важных факторов, которые влияют на БДД и могут «вмешаться» в адекватный расчет остановочного пути. В частности, темное время суток усложняет правильное восприятие дистанции, и дальний свет автомобиля – плохой помощник при определении реального расстояния до опасного объекта, если используется в туман или снегопад.
Человеческий глаз в темное время суток не способен правильно определять расстояние и скорость объектов (оптическая иллюзия):
- обычно скорость встречного авто на плохо освещенной дороге воспринимается ниже, а расстояние до него ощущается как большее;
- реальная скорость собственного авто на равнинной местности (поле, степь, пустыня) обычно выше, чем кажется;
- реальное расстояние до предметов и автомобилей при плохой видимости на дороге меньше, чем кажется.
Чтобы не стать жертвой перечисленных оптических иллюзий, следует чаще сверяться с приборами (спидометр), соизмерять свое движение с другими транспортными средствами, двигаться без превышения скорости и поддерживать максимальную дистанцию на дороге.
Дорожные условия
Этот фактор влияет на БДД всегда и постоянно. Точно рассчитать остановочный путь можно только с учетом грамотного водителя, исправного автомобиля и нормального дорожного покрытия в сухую и теплую погоду. Все прочие дорожные условия вносят существенную коррекцию в поведение транспортного средства на дороге, даже если за рулем – профессионал, а машина безупречна.
Пи нестандартных дорожных условиях следует помнить следующие правила:
- при движении на спуске не следует тормозить – лучше притормаживать, а при крутом спуске использовать пониженную передачу (торможение двигателем);
- при движении на подъем можно использовать ручник или педаль тормоза, отпуская их при нажатии педали газа;
- при выезде на открытый участок дороге следует опасаться порыва бокового ветра – следует предварительно сбросить скорость, переключиться на пониженную передачу и регулировать траекторию движения авто рулем;
- на мокром асфальте и в сильный дождь скорость не должна превышать 80 км/час, а торможение лучше выполнять двигателем, сбрасывая передачи;
- на заснеженной дороге следует двигаться на пониженной передаче - без рывков, резких маневров и остановок;
- на мокрой грязи и льду следует двигаться без торможения, использования педали сцепления и резких движений руля (тормозить – только двигателем на пониженной передаче).
Важно! Следует помнить, что тормозной путь на сухом асфальте при скорости в 30 км/час будет в пределах 6 метров и увеличиться до 52 метров при скорости в 90 км/час. На обледенелой дороге при 30 км/час тормозной путь составит 17 метров, а при 90 км/час – вырастет до 152 метров. То есть, при движении по льду значение имеет и факт скольжения машины при нажатой педали тормоза (движение юзом).
Занос авто
Занос автомобиля – опасная ситуация, когда задняя часть кузова отклоняется от правильной траектории и начинает двигаться вправо или влево от передних колес. Если его вовремя не нейтрализовать, машина может уйти в неконтролируемое вращение, врезаться в соседние авто или вылететь с трассы.
Занос возникает при резких поворотах на мокрой или скользкой дороге как последствие действия центробежных сил, которые отталкивают транспортное средство в противоположную сторону от потенциального центра окружности, по которой выполняется движение при маневре.
При правильном маневре поворота, водителю необходимо сбросить скорость и направить машину к внешней стороне радиуса дуги в пределах полосы движения. Если приблизиться к внутренней стороне дуги на большой скорости, задние колеса начнет выносить вправо. Кроме того, занос на поворотах возникает при:
- одновременном резком увеличении скорости;
- резком торможении;
- резком повороте руля на большой скорости;
- неожиданном наезде на скользкий участок дороги или глубокую лужу воды.
То есть, в повороты, особенно на скользких дорожных покрытиях, нужно входить на небольшой постоянной скорости и очень плавно. Если же занос уже начался, важно сохранить контроль над машиной, для чего нужно соблюдать обязательные правила:
- Тормозить педалью или ручником нельзя!
- Нажимать на педаль сцепления нельзя!
- На заднеприводных авто торможение выполняется двигателем – необходимо сбросить передачу и ослабить нажатие на педаль газа.
- На переднеприводных машинах следует плавно прибавить газ.
- Выравнивать траекторию движения можно обратным поворотом руля, плавно, в несколько приемов поворачивая его в сторону заноса.
Полноприводные автомобили также выводятся из заноса плавным поворотом руля, а педалью газа следует «нащупать» оптимальное положение, при котором передние колеса выровняют траекторию, а задние вернутся в «колею».
Что делать при опрокидывании авто
Автомобиль может опрокинуться под воздействием той же центробежной силы при скоростном движении по крутой дуге. Чем выше скорость и круче радиус поворота – тем выше риск того, что машина «пойдет через крышу». При этом боковая центробежная сила – это «квадрат скорости» (скорость выше вдвое, центробежная сила – вчетверо).
Кроме того, значение имеет центр тяжести транспортного средства – чем он ниже, тем машина устойчивее на дороге при боковых маневрах. Поэтому грузы в авто следует размещать максимально низко и равномерно.
Чтобы избежать опасного переворачивания, которое легко может произойти на сухой и ровной дороге при идеальной видимости, в повороты следует входить:
- по плавной дуге с небольшим радиусом;
- максимально приблизив авто к внешнему краю дорожной дуги;
- на минимальной стабильной скорости;
- с правильно распределенным и хорошо закрепленным на местах грузом.
А вот если при маневре начать тормозить или резко поворачивать руль, появляется дополнительная угроза заноса. И тут непонятно, что может быть опаснее.
Блок
- Как правильно рассчитать безопасную дистанцию во время дорожного движения?
В теории БДД есть только понятие безопасной дистанции, но нет алгоритма ее расчета. Тем не менее водителям рекомендовано на сухой дороге определять безопасную дистанцию в метрах как половину числового выражения скорости (при 50 км/час дистанция должна быть не менее 25 метров). На скользком или мокром покрытии дистанция в метрах должна быть равна скорости в километрах (50 км/час – дистанция не менее 50 метров).
- Можно ли правильно соблюдать дистанцию по отношению к автомобилю, который идет сзади?
В принципе, это невозможно, так как водитель заднего авто может сам не соблюдать дистанцию. Безопасное расстояние следует просто контролировать через зеркало заднего вида. Если машина сзади все время «приживается» к вашему автомобилю, заранее сигнализируйте ей о предполагаемых маневрах и тормозите плавно и постепенно.
- Как определить свое физическое состояние при управлении автомобилем?
Если вы за рулем не более 4 часов и не испытываете чувства недосыпания или недомогания, то ваше состояние можно расценивать как нормальное. Если дорога занимает более 4 часов, старайтесь в конце каждого часа дороги делать короткие пятиминутные остановки, чтобы выйти из машины и размяться. Если же путь дальний, а вы начинаете чувствовать утомление, некоторую сонливость и потерю концентрации на дорожной обстановке – это сигнал того, что вам нужен отдых.
- Если груз на автомобиле закреплен на верхнем багажнике, а в салоне – 4-5 человек, то насколько высока опасность заноса или переворачивания?
Багажник на крыше требует более осторожного выполнения боковых маневров, так как пассажиры и грузы находятся выше центра тяжести авто. При резком повороте на большой скорости опасность заноса невысока – машина перегружена и сильнее прижимается к дороге, но на скользком покрытии может повести себя неадекватно. А вот опасность переворачивания, наоборот, возрастает. Двигаться следует осторожно, сбрасывая скорость на поворотах и выбирая более широкую дугу маневра.
Тем не менее, доскональное знание основ БДД важно для последующего их практического применения. Эти правила формируют у водителя полезные навыки безопасного вождения и становятся фундаментом его профессионализма.