Отказ двигателя заводиться – частая причина остановок в дороге, когда доступ к быстрой диагностике и ремонту ограничен. Причин такой неисправности множество, и многие из них требуют серьезного ремонта, однако определить, почему мотор не заводится, любой водитель может самостоятельно, а в некоторых случаях – даже исправить поломку своими силами.
Главное, что необходимо, если после поворота ключа в замке зажигания, вы не услышали запуск движка: сократить количество потенциальных причин отказа, систематизировать симптомы, и найти поломку. Для этого следует действовать последовательно и логично.
Не запускается бензиновый ДВС
Бензиновые движки внутреннего сгорания заводятся с полуоборота только в одном случае: если они полностью отрегулированы, в машине отсутствует сложная бортовая электроника (то есть, старые марки), и вы используете только качественный бензин и моторное масло.
Если топливо и технических жидкости не вызывают у вас сомнения, следует проверить заряд аккумулятора и исправность стартера (при запуске, должен крутиться ровно и стабильно). Если и тут нет проблем, тогда следует искать проблему глубже, и обратить внимание на то, когда не запускается мотор: на «холодную» или на «горячую».
Не запускается холодный движок
- Холодный ДВС может не запускаться из-за слабого заряда аккумулятора (особенно зимой) или плохого контакта клемм (окисление, коррозия), из-за чего питание поступает к стартеру рывками, либо не поступает вовсе. Проверьте клеммы и попробуйте повторить запуск.
- Если же АКБ – новая или только что была заряжена, следует проверить уровень искрообразования, так как от нее зависит первичное возгорание горючей смеси, запускающей мотор. Отсутствие искры или слабая искра возникают из-за неисправности свечей, выхода из строя катушек или повреждения проводки в системе зажигания. Вам следует проверить надежность электроподключений и состояние свечей (отсутствие нагара, окислов на контактах, внешних повреждений). При неисправности свечей вы будете наблюдать троение или скачущие обороты, который при разогреве мотора проходят. При переливе топлива в системе (повреждение трубопроводов), свеча будет мокрой. Неисправные свечи следует сразу заменить.
- Бесперебойный «холодный» запуск зимой также может стать проблемой, если из строя вышли свечи накаливания. Их следует менять вовремя, и контролировать исправность при каждом ТО.
- Состояние воздушного фильтра также будет влиять на холодный пуск в зимнее время: если фильтр обледенеет, упадет подача воздуха в горючую смесь, что затруднит ее возгорание при подаче искры.
- Еще одна возможная причина – неисправность электронных датчиков расхода воздуха, расхода топлива, температуры или заслонки дросселя, которые установлены в ЭБУ новых моделей авто. При запуске движка, электронный блок управления опрашивает эти датчики, получает их сигналы, поле чего дает команду на подачу искры в воздушно-топливную смесь. Если датчики неисправны или плохо подключены, ЭБУ получает ошибочные сигналы, процесс «опроса» затягивается либо блокируется. Здесь необходимо проверить корректность подключений и исправность датчиков, однако сделать это без специального оборудования сложно – понадобится диагностика на СТО.
Нет запуска «на горячую»
Чаще всего прогретый двигатель не запускается, если из строя вышел один из контрольных датчиков в системе зажигания, либо нарушены электрические подключения (при сухих свечах). Поэтому состояние, работоспособность и правильность подключения следует проверять при каждом плановом техобслуживании.
Еще причины: неправильно отрегулированные форсунки (нарушение впрыска), повреждение топливопроводов (подсос воздуха), засорение топливного фильтра и форсунок (плохое качество горючего), отказ регулятора давления топлива, засорение клапана холостого хода или зазоров в клапанах движка.
Важно! Если при попытке завести машину, вы наблюдаете полную блокировку ДВС, это означает, что в двигателе слабая компрессия, и это – серьезная проблема, которую нельзя решить только специальными присадками. Вам необходима серьезная диагностика и настройка системы зажигания и подачи топлива.
Не запускается дизельный мотор
Стоит сразу начать с проверки качества масла, особенно, если машина не заводится в холодную погоду. На морозе некачественное масло загустевает и плохо движется в системе, что задерживает запуск. К другим причинам специалисты относят:
- некачественное топливо (требуются специальные депроцессорные присадки-антигели);
- низкая компрессия из-за износа поршней, нагара на кольцах ЦПГ или неправильно выставленных зазоров на клапанах (необходима промывка системы маслоподачи и настройка зазоров);
- нагар на форсунках (также следует промыть);
- неисправности в электрических цепях или контрольных датчиках.
«Дизель» - более «капризен», чем бензиновый ДВС, и требует тщательного техобслуживания, особенно в зимние холода. При первых же симптомах отказа при запуске движка, следует сразу обращаться на СТО за качественной диагностикой, техобслуживанием и ремонтом.
В заключении следует отметить, что проблема отказа двигателя при попытке запуска – неприятный факт, который требует немедленного вмешательства специалистов, пока топливная система полностью не вышла из строя. До 80% случаев такого отказа – это некачественное топливо, масло и технические жидкости, неграмотная регулировка впрыска и работы поршневой группы, а также нарушения в работе электрики и датчиков ЭБУ.
Все эти проблемы легко устранить, а еще лучше не допускать, уделяя автомобилю больше внимания и своевременно проводя ему плановые ТО. Если же проблема уже есть, не пытайтесь заниматься диагностикой и ремонтом самостоятельно – сразу обращайтесь к профессионалам на СТО, которые быстро определят точные причины отказа двигателя и устранят их до того, как двигателю потребуется серьезный ремонт.