Еще недавно электромобиль считали экзотикой, не рассчитанной для массового использования. Однако сегодня в мире продано уже 900 тысяч электрокаров, в том числе, около 1 тысячи в России. Цена электромобилей пока заоблачно высока для большинства российских автолюбителей, но в перспективе планируется усовершенствование и удешевление моделей, создание доступной сети зарядных станций и рост популярности этой экологичной автотехники. Мы приводим описание ТОП электромобилей, возглавивших рейтинг наиболее известных и надежных представителей этого вида транспорта.
Особенности электромобилей, их плюсы и минусы
Работа узлов и механизмов, приводящих в движение электромобили, обеспечивается за счет преобразования электрической энергии в механическую. В электрокаре отсутствуют коленчатый вал и двигатель внутреннего сгорания (ДВС).
В машинах стоит электродвигатель, основным элементом которого являются статор и ротор. Вырабатываемой энергии хватает не только на вращение колес, но и на подзарядку аккумуляторной батареи, которая работает в режиме генератора.
Происходит так называемая рекуперация: электроэнергия мотора расходуется на вращение колес при нажатии на педаль, а при снятии ноги с педали вращение колес едущего по инерции автомобиля передается валу двигателя, и генерируется ток, заряжающий аккумулятор.
В электрокаре нет стартера, устройств зажигания топливной смеси и охлаждения мотора. Вместо них установлена система контроля нагрева аккумуляторной батареи и инвертор (преобразователь напряжения).
Ходовая часть и рулевое управление те же, что и в машинах с ДВС. Отсутствуют сцепление и коробка передач. Вместо нее стоит редуктор, снижающий число оборотов двигателя. Батарея располагается в днище, в специальном отсеке.
Плюсы электрокаров:
- простота и повышенная долговечность двигателя, в котором из трущихся частей имеются только подшипники;
- минимальный риск внезапной остановки авто из-за поломки отдельных узлов;
- нечастое и несложное ТО;
- экологичность – отсутствие продуктов сгорания топлива;
- значительное снижение эксплуатационных расходов (у автомобилей с ДВС они составляют в среднем 4.3 руб./км, а у электрокаров 0.61 руб./км);
- почти бесшумная работа двигателя.
Из минусов: ограниченный запас хода, необходимость продолжительной подзарядки авто. В зимних условиях, требующих энергии на обогрев салона, сидений и руля, подзарядку приходится производить чаще, чем в теплое время года.
Рейтинг самых популярных электромобилей
При составлении списка лучших электромобилей мы учитывали пробег между подзарядками, расход энергии, скорость движения, безопасность эксплуатации, качество отделки, сложность управления и стоимость авто.
Nissan Leaf
По мнению профессионалов и автовладельцев, на сегодняшний день этот электрокар является самым популярным и безопасным. Он имеет следующие характеристики:
- расход электроэнергии 24 кВт/час;
- мощность двигателя 80 кВт (109 л. с.);
- скорость по городу до 80 км/час, по трассе до 145 км/час;
- запас хода 150-200 км;
- время подзарядки 3-7 часов.
Регулируется интенсивность рекуперации и разгона авто, имеются порты стандартной и ускоренной зарядки, мультимедийная система, комплектация на уровне C-Premium класса. Цена новой машины 2.5 млн руб. Бюджетный автомобиль 5-летней давности стоит 500.000 руб.
Tesla Model X
7-местный кроссовер с регулируемым дорожным просветом (до 230 мм). У машины полный привод, 4 модификации двигателя мощностью от 70 до 100 кВт, скорость движения от 210 до 250 км/час, запас хода 417-542 км. Время зарядки до 30 часов.
В базовой комплектации: подушки безопасности, ксеноновые фары, многофункциональный руль, регулировка положения сидений с подогревом, климат-контроль, мультимедийная система. Имеется функция «автопилот» (автоматическое управление с помощью радаров и сенсорных датчиков). Стоимость машины с пробегом от 7.2 млн руб.
Mitsubishi i-MiEV
Компактный автомобиль, предназначенный для спокойной комфортабельной езды. Время разгона до 100 км/час составляет 15.9 секунд, скорость - до 130 км/час. Мощность электродвигателя 49 кВт (67 л. с.).
В машине с удобством располагаются 4 человека. Имеются широкие боковые двери, подогреваемые сидения, кондиционер, регулируемый кожаный руль, антиблокировка торможения, подушки безопасности. Установлена система оповещения пассажиров о приближении «тихого» авто. Бюджетный электрокар стоит 1-1.7 млн. руб. Автомобиль выпуска 2011 года можно купить за 400.000 руб.
Renault Twizy
Автомобиль-квадроцикл, вмещающий водителя и сидящего сзади пассажира. Запас хода 100 км, скорость движения до 80 км/час, время зарядки 3.5 часа. Мощность двигателя всего 8 кВт (11 л. с.), клиренс 120 мм. Вес машины 487 кг. Есть автомобиля 3 двери, открывающиеся наверх, небольшой багажник. Отсутствуют боковые окна. В базовой комплектации присутствует подушка безопасности, легкосплавные диски и магнитола. Стоит автокар около 800.000 руб.
Renault Kangoo Z.E.
В 4-дверном электрофургоне установлен электродвигатель мощностью 44 кВт (60 л. с.). Предельная скорость 130 км/ час. Запаса батареи хватает на 170 км. Подзарядка от сети с напряжением 240 В занимает 9 часов. До 100 км/час авто разгоняется за 20 секунд. Имеется сиденье для водителя и 1 пассажира и грузовой отсек (максимальная нагрузка 650 кг).
Используется передний привод, электрический усилитель рулевого управления, функция прогрева-охлаждения салона к заданному времени. На передней панели расположен сенсорный дисплей для управления навигацией и аудиосистемой, программирования графика зарядки. Используется голосовое управление, задается режим езды (обычный или экономичный). Цена 2.3-2.5 млн руб.
BMW i3
Электромобиль имеет мощность мотора 170 л. с. (125 кВт), запас хода 310 км. На разгон до 100 км/час требуется 7 секунд. На полную зарядку от сети 220-240 уходит 7-8 часов. Машина ездит с максимальной скоростью 150 км/час, рассчитана на 4 пассажиров. Существуют модели с 3 и 5 дверями (задние двери распашные). При изготовлении кузова используются сверхлегкие магниевые сплавы и карбоновое волокно. Машина отличается высококачественной отделкой салона, оригинальным дизайном.
Минусами можно считать дороговизну кузовного ремонта из-за использования редких материалов, а также жесткость езды по дорогам с неровным покрытием. Стоимость нового авто от 4,36 млн руб., а машины 2015 года выпуска – 1.5-1.6 млн руб.
Lada Ellada
Первый экземпляр бюджетного электромобиля был выпущен на АвтоВАЗе в 2011 году на базе Лады Калины с кузовом «универсал». Используется асинхронный трехфазный электродвигатель мощностью 82 л. с., литий-железо-фосфатные батареи. Запас хода составляет 150 км (при низкой температуре снижается вдвое), для полного заряда от бытовой сети необходимо 8 часов. По отзывам автовладельцев салон недостаточно просторный, отделка слишком простая.
В комплектации: усилитель руля, 2 подушки безопасности, подогрев сидений, противотуманные фары, система торможения ABS, навигация, парктроник, датчики дождя и света, аудиосистема. Стоимость авто 700-900 тыс. руб.
Volkswagen ID 3
Комфортный электрохэтчбек имеет запас хода (от 230 до 550 км) зависит от емкости используемой батареи (45, 54 или 77 кВт˟ч). В зависимости от темпа езды расход энергии составляет 13-19 кВт/час. На полную зарядку уходит 23 часа. Мощность мотора 150 кВт (210 л. с.). Скорость движения до 160 км/час.
Машина отличается качественной, хотя и не самой изысканной отделкой просторного салона. Имеются функции сенсорного управления освещением и климат-системой. Регулируется положение руля. Базовая цена машины 2.2 млн руб.
Jaguar I-Pace
Элегантный электромобиль спортивного вида выпускается с 3 модификациями крыши: металлической под цвет кузова, крышей черного контрастного цвета и панорамной из тонированного стекла. Полная зарядка авто происходит за 12 часов, запас хода 480 км. До 100 км/час машина разгоняется за 4.8 секунды. Удобный салон компактного автомобиля отделан кожей, на панели прибора – деревянные вставки. Возможна установка колесных дисков нескольких типов. Имеются системы электронного управления скоростью движения (до 200 км/час), торможением, положением подвески, рекуперацией. Установлена информационно-развлекательная система Touch Pro Duo.
Недостатком является большой расход энергии (27 квт/час) при движении на большой скорости. Цена электромобиля 5.946.000 руб.
Hyundai Ioniq Electric
5-местный седан обладает отличной аэродинамикой, разгоняется до 165 км/час, имеет запас хода 250 км. Мощность мотора 100 кВт (136 л. с.). Возможна стандартная, а также программируемая зарядка. Производится переключение режимов езды (комфорт, эконом и спорт).
Для отделки салона использованы натуральные материалы и экологичный пластик. Положение водительского сидения регулируется (8 позиций), задние сидения можно складывать. Возможна настройка подогрева или охлаждения салона, имеется навигация, акустическая система премиум класса infinity. В машине установлен круиз-контроль, система распознавания пешеходов и велосипедистов. Электромобиль оснащен светодиодными фарами, литыми дисками. Стоимость последней модели 2.82 млн руб.
В заключении стоит отметить, что электромобили – это экологичный вид транспорта, обладающий многочисленными преимуществами по сравнению с машинами, работающими на горючем топливе. Электрокары более экономичны и безопасны в обслуживании.
Недостатком такой техники является ее высокая стоимость, отсутствие необходимого количества зарядных станций для зарядки батарей и ограниченный запас хода. Однако эра экологичных электрокаров неизменно наступила, и со временем это новое поколение автомобилей станет основным на дорогах, в том числе, в России. И приведенный рейтинг лучших и наиболее надежных моделей электроавтомобилей — прямое доказательство этого.