Замена кузова – сложный технически и юридически ремонт автомобиля, который выполняется достаточно редко. Обычно это необходимо при серьезном повреждении кузовной конструкции после ДТП и при сильном его износе после многих лет эксплуатации машины. Обычно на такое решаются автолюбители, которые планируют продать свое авто (и имеют возможность замены кузова), не хотят расставаться с раритетным транспортным средством, либо рассчитывают тюнинговать его.
Однако заменить кузов на машине не так просто. Он относится к категории номерных деталей, а его номер обязательно сверяется в ГИБДД при проведении любых регистрационных действий. При несовпадении номера в ПТС с нумерацией на агрегате, вы получите отказ в перерегистрации, можете попасть под административный штраф и оказаться фигурантом криминального расследования.
Разрешена ли замена?
Итак, кузов автомобиля имеет уникальный идентификатор (VIN): кузовная серия, номер и индивидуальный код детали. Номер ставится на заводе автопроизводителя и обязательно указываются в СТС. ГИБДД вносит VIN в базу данных и вписывает его в ПТС в процессе регистрации машины.
С юридической точки зрения, VIN – есть уникальный идентификатор самого авто, по которому сотрудники идентифицируют:
- само авто и его принадлежность конкретному владельцу (номер на кузове + номер в ПТС);
- гарантированную безопасность авто для дорожного движения в РФ (оригинальный кузов – отсутствие несанкционированных модификаций конструкции);
- чистоту автомобиля (проверка на угон и розыск).
Теперь попробуйте заменить кузов и получите неприятности! Госавтоинспекция не сможет идентифицировать машину и ее владельца, не сможет проверить его историю и уровень безопасности - номера не совпадают. Отказ в регистрации/перерегистрации, возможное административное разбирательство и штрафные санкции - гарантированы.
Существует также Техрегламент безопасности, требующий принимать VIN авто в качестве гарантированного подтверждения безопасности машины для дорожного движения. Автомобили проходят техосмотр, получают такое подтверждение, после чего VIN вписывается в ПТС. То есть, идентификатор кузова – это еще и подтверждение соблюдения требований Техрегламентов.
Исходя из этого, можно сделать вывод: замена кузова запрещена. Однако это не так.
На сегодняшний день существует официальный Приказ МВД №339, согласно которому любой частный автовладелец имеет право такую замену провести. Однако есть жесткие условия:
- VIN автокузова должен быть вписан в ПТС его владельца, и они должны совпадать;
- новый кузов должен иметь все необходимые официальные документы;
- замена кузова не должна вести к конструктивным изменениям;
- автомобиль должен пройти осмотр в ГИБДД, а новый VIN должен быть внесен в базу данных.
Если учесть, что на б/у кузова в России давно никто не оформляет никаких документов, то выбор у вас невелик: установить на машину можно только новый кузов, на который документы обычно есть, и это будет именно замена. Агрегаты же б/у (снятые со старых авто) вам установить не позволят, а если установите самовольно – откажут в перерегистрации нового VIN и оштрафуют.
Однако, в случае с подержанными кузовами закон можно обойти:
- Если серия и номер двух кузовов будут совпадать (литеры + начальная группа цифр), то вы можете оформить замену как капитальный ремонт авто.
- Второй вариант: оформить б/у кузов не как замену, а как покупку целого авто (VIN, по сути, и есть авто), на который переустановлены все узлы и детали с вашей старой машины. Это немного трудоемкая процедура, но зато замена на б/у агрегат будет законной и легальной, а на сам кузов не нужно предоставлять документы.
Это не все тонкости, однако это – главное, что вам обязательно нужно знать о замене автокузова. И если вас не смущают возможные трудности, можете приступать к процедуре.
Пошаговая инструкция по официально замене кузова автомобиля
Процедура замены кузова и переоформления VIN зависит от того, какой агрегат вы устанавливаете на транспортное средство, и как регистрируете внесение изменений в ГИБДД.
Новый кузов
В России вы можете купить новый кузов с документами только для отечественных автомобилей. Для иномарок новые кузова у нас не продаются, но дилерские центры могут запросить у автопроизводителя номерные таблички с требуемыми данными, которые формально принимаются в ГИБДД (однако под каким-то предлогом могут и отказать – требуйте письменного отказа).
Если кузов родной и с документами, то регистрация должна проводиться по упрощенной процедуре – никаких экспертных процедур не требуется. Ваши действия:
- получаете формальное разрешение на замену кузова в ГИБДД (отказать не имеют права);
- предоставляете сотрудникам Госавтоинспекции пакет документов – паспорт гражданина, ПТС, СТС, заявление на имя начальника МРЭО о внесении изменений;
- меняете кузов на сертифицированном СТО (нужна копия сертификата на работы, акт выполненного ремонта);
- подаете заявление в ГИБДД на регистрацию изменений и внесение нового VIN в ПТС.
Процедура обычно не занимает много времени, но потребует немалых финансовых вложений. Обязательны документы на кузов – сертификаты и декларации на кузов от отечественного авто, таможенные декларации на ввоз кузова из-за границы.
Кузов б/у
Тут два варианта:
- Меняете кузов на СТО и оформляете его как капитальный ремонт авто (ГОСТ 18322-78).
- Меняете кузов на СТО и оформляете покупку б/у автомобиля с заменой СТС и внесением изменений в ПТС. Все комплектующие считаются перемонтированными на новое б/у авто с VIN, который нужно перерегистрировать. Старый кузов оформляется на утилизацию (утилизационный сбор) или сдаете в металлолом (требуйте документ). Можно также снять машину со старым VIN с учета как утраченную.
Эти процедуры выглядят проще, но отнимают массу времени и денег. Преимущество: не нужны документы – только свидетельство Госавтоинспекции на легальность кузова от б/у авто.
Оформление легализации нового кузова в ГИБДД
Если вы заменили кузов авто без предварительного согласования с ГИБДД и рассчитываете его «легализовать» - то есть, пройти стандартную процедуру регистрации, то вас ждет разочарование.
Если нет предварительного разрешение на внесение конструктивных изменений в автомобиль, вы не сможете пройти процедуру осмотра транспортного средства (7.18 ПДД). На осмотре сотрудники ГИБДД должны осмотреть машину со старым кузовом и сверить номера на агрегате и в ПТС. Если кузов уже заменен, сверить не получится – номера не будут совпадать. Следовательно, вы получите законный отказ на замену.
Теоретически, вы можете обжаловать отказ в суде. Но только в том случае, если у вас сохранился старый кузов с VIN и свидетели выполнения замены (работники СТО, например).
Почему ГИБДД может отказать?
Согласно Приказу МВД №339, сотрудники Госавтоинспекции на законных основаниях имеют право отказать вам в выдаче предварительного разрешения на замену кузова, если:
- автомобиль с запрошенным VIN находится в розыске, оформлен как утраченный или снят с регистрации в ГИБДД;
- на новый кузов у вас нет никаких документов;
- новый VIN числится за утилизированным авто (уплачен утилизационный сбор);
- вы установили новый кузов на машину без предварительного разрешения ГИБДД;
- новый VIN плохо читается (необходима экспертиза);
- VIN на новом кузове носит следы изменения или подделки.
По всем перечисленным случаям законного отказа вы имеете право потребовать письменное объяснение. Однако, если факты на лицо – оспорить отказ вы, скорее всего, не сможете.
У сотрудников ГИБДД также существуют сомнительные поводы для отказа, которые позволят им не брать на себя лишнюю ответственность. Их следует также знать и помнить, что в ведомственных документах они не упоминается. Обычно автоинспекторы утверждают, что замена кузова автомобиля — это:
- недопустимое по закону действие;
- ремонт, запрещенный Административным регламентом 2013 года;
- нарушение порядка утилизационного сбора (он не нужен для кузовов);
- фактически новое авто или утрата старой машины;
- попытка подделать, изменить, уничтожить оригинальный VIN;
- нарушение правил проверки и идентификации транспортных средств.
Перечисленные причины отказа можно оспорить в судебном порядке. Поэтому по ним обязательно требуйте письменного объяснения от сотрудников ГИБДД.
Экспертное мнение - советы редакции
Кроме уже перечисленных ситуаций разрешенной и запрещенной замены кузова на автомобиле, желательно помнить и еще некоторые нюансы:
- Оформление замены кузова как замены старого авто на новое с новым VIN допустимо только для легковых транспортных средств с нанесенным на сам кузов VIN. Для грузовых авто и рамных внедорожников, в которых замене подлежит только кабина, а не весь кузов, это неприменимо.
- При покупке нового автокузова, обязательно сохраняйте все документы – без них вы не сможете получить предварительное согласие на замену и затем провести перерегистрацию нового VIN в ГИБДД.
- Вариант заказа на заводе нового кузова для авто с таким же VIN, как и на старом агрегате – невозможно и незаконно. Согласно техрегламенту, существование двух кузовных деталей с одним VIN быть не может.
- Для старых японских автомобилей замена кузова вообще исключена – у японцев нет автомобилей с номерными кузовами. Сверить номера невозможно – разрешение на замену вы не получите.
- Установить на своем авто кузов с аварийного авто без документов – также невозможно. Поскольку именно VIN рассматривается как формальное авто, то ставится на учет именно он. Нет документов – нет VIN.
В заключении отметим, что замена кузова – это замена идентификатора (VIN-номера), по которому автомобиль регистрируется в ГИБДД, может быть идентифицирован и получить диагностическую карту после техосмотра (подтверждение безопасности транспортного средства). Поэтому самовольная замена кузова исключена и наказуема.
Однако заменить кузов вам запретить не могут. Согласно Приказу МВД №339, вы можете установить новый агрегат с документами и перерегистрировать новый VIN (вписывается в ПТС). Если хотите установить б/у кузов, придется оформлять его как капитальный ремонт или как покупку нового авто с новым VIN. Обе процедуры – трудоемкие и дорогостоящие.